Как Россия начнет зависеть от Украины и терять союзников

Глава российского Минэнерго Александр Новак признался, что Москва не намерена отказываться от украинских транзитных маршрутов даже в том случае, если будет построен «Северный поток-2″.
Это заявление можно считать новогодним подарком, о котором мы, впрочем, даже не просили. Без сомнений, признание того факта, что Кремль потерпел оглушительное фиаско в деле отказа от украинской ГТС — замечательная новость «под елочку». Потому что теперь российский министр может сколь угодно долго хорохориться, доказывая, что Газпром не намерен подписывать новый транзитный контракт на «невыгодных условиях» — а только деваться этому голубчику больше некуда.

Вообще борьба с монополией украинского транзита стала настоящим осиновым колом в и так уже почти бездыханное тело российской внешней политики — Москва благодаря этой борьбе лишилась последних друзей. Путин поставил перед «Газпромом» жесткую задачу любой ценой обойти Украину. Вначале вроде бы все пошло как надо — РФ задумала два альтернативных маршрута. «Северный поток» открыть удалось — пусть даже его мощности и не используются в достаточной степени. А вот с «Южным потоком» вышла загвоздка. Хозяин Кремля старался уговорить участников, склонил к поддержке своей позиции сербов и венгров, спровоцировал конфликты в ЕС — а год назад во время визита в Турецко Республику просто «кинул» тех, кто с ним согласился и защищал его позицию, даже не предупредив их.

Можно представить себе разочарование политиков в Белграде или Будапеште — вот зачем это все им было надо? А Путин уже на всех парах несся к «Турецкому потоку».

Но тут вдруг оказалось, что страны Европейского Союза не намерены достраивать газопроводы до границы с Турцией, да и сама Анкара не горит желанием участвовать в строительстве дополнительных веток — кроме той, что поставляла бы газ в саму Турцию. Но и это строительство возможно только в случае значительной скидки на газ. Получилось, что Путин зря обнадеживал греков и македонцев, а в конце года он окончательно рассорился и с турками. Зато возникла идея «Северного потока-2″. Я вас еще не утомил? Но войдите в положение газпромовских менеджеров — им постоянно приходится демонстрировать стремление выполнить невыполнимое.

Короче говоря, с «Северным потоком-2″ Кремль рискует окончательно потерять поддержку Италии, которая недоумевает, почему «Южный поток» строить не стали, а к «Северному потоку-2″ у Европейской комиссии претензий нет. Все-таки, что ни говори, а Путин — выдающийся политик. Так распугивать союзников не умеет никто.

Но шутки шутками, а если нам удастся окончательно отказаться от российского газа — что было бы замечательно — то это уже не мы будем зависеть от России, а она от нас. Потому что именно от цены на украинский транзит будет зависеть выживание «Газпрома» и возможности Российского государства — или того, что от него останется после приближающегося кризиса. День, когда украинский Президент будет советовать российскому коллеге, кого стоит назначить новым министром энергетики или главой «Газпрома», не так уж далек, как может показаться на первый взгляд.