Формула счастья

На модерации Отложенный

 

В материальном мире, практически невозможно стать счастливым без практики духовного развития, но Веды настолько милосердны, что дают возможность испытывать счастье даже тем, кто следует не прямым духовным рекомендациям. Правила культуры, взятые из духовных наставлений, являются частью духовного пути, а значит, так же несут в себе частичку духовного блаженства. Сами по себе отдельно взятые правила культуры не так сильны, потому что им может следовать любой материалист, даже ненавидящий Абсолютную Истину.  

Но вот комбинация правил, данная в священных трактатах способна действительно доставить человеку духовную радость, так как следовать этой комбинации можно только ясно понимая, что этот набор дан самим Богом для того чтобы мы были счастливы в этом мире. Это культурная алхимия, которая приносит радость душе и подготавливает нас к духовной жизни. Одним словом, если мы знаем сочетание культурных правил, данные Богом, то следование этому сочетанию правил является духовной практикой, а значит дает не материальный эффект в виде новых страданий, а приносит истинное наслаждение.

И сейчас мы запишем одну из таких формул. Формула гласит: в этом мире может быть счастлив тот, кто одновременно:

-       великодушен с родственниками,

-       добр к незнакомцам,

-       безразличен к порочным,

-       дружит с благочестивыми,

-       осторожен с неблагородными,

-       уважителен к ученым,

-       смел с врагами,

-       смиренен со старшими и

-       строг с теми, кого воспитывает.

Эта формула счастья, эдакая гарам-масала, работает только в том случае, если все ее пункты выполняются правильно. Стоит что-то одно не учесть и счастья не видать, как своих ушей.

Законы культуры всегда комплексны. Они не могут давать результат поодиночке. Проблема нашего времени именно в этом, человек выбирает себе то, наставление культуры, которое считает для себя удобным и думает что этого достаточно, но не тут-то было, культурным человеком может считаться только тот, кто во всех аспектах культуры ведет себя правильно. Поэтому, несмотря на легкость отдельных культурных рекомендаций, быть культурным человеком не так-то просто, так как надо следовать всем этим правилам одновременно. А теперь немного поговорим о каждом правиле в отдельности.

Итак, культурный человек великодушен с родственниками. Это значит что он готов их принимать такими, какие они есть, не попрекая их за то что они не соответствуют нашему идеалу. Родственники - это не представители Абсолютной Истины, поэтому от них нет смысла требовать возвышенного поведения. Но родственники - это те, кто даны нам Богом не просто так, они нам даны для того, чтобы отшлифовать наши самые глубинные качества характера, к которым мы не подпускаем людей посторонних. Мы можем быть какими угодно совершенными  вне дома, но наши родные точно знают, с какими качествами характера у нас еще есть большие проблемы. И именно это нас в них и раздражает. Помните это, нас раздражает не то, что родственники не совершенны, а то, что они знают о нашем несовершенстве.

Почти по той же причине культурный человек добр к незнакомцам. Это учит нас пониманию того, что в этом мире нет чужих нам живых существ, все они наши родственники, просто одни к нам ближе, других мы уже как следует забыли, а с некоторыми не встречались ни когда. Если мы понимаем, что мы все дети одного Бога то и при встрече с незнакомцем ведем себя как при встрече с незнакомым родственником. Это действительно высокая культура, которая основана на глубоком духовном понимании реальности и связи всего в этом мире. Такое отношение к незнакомцам, а значит, гостям называется атитхи-сева, или буквально - служение гостям. Несмотря на то, что это правило культуры кажется материальным, в действительности оно приводит к духовному просветлению, так как человек становится готовым с радостью принять не только любого гостя, но и любую ситуацию в своей жизни, что делает его по-настоящему счастливым и успокоенным.

И в связи с этим теперь понятно назначение следующего правила культуры. Да, мы готовы с радостью принять любого гостя, но если мы не будем безразличны к порочным людям, то деградация неизбежна. Мало быть сентиментально радостным при встрече с другими людьми, надо еще и понимать, что от некоторых из них исходит опасность быть втянутым в некрасивые, глупые и даже греховные дела. А это для культурного человека хуже смерти. Поэтому, хорошее отношение к незнакомцам может принести пользу только в том случае, если оно будет сочетаться с безразличием к порочным предложениям, которые могут от них исходить. Да, мы рады всем, с кем нас сводит судьба, но это не значит, что мы с радостью с ними соглашаемся по всем пунктам. Вовсе нет, как только речь заходит о глупости, мы тут же становимся равнодушными и легко отказываемся от порочного плана, не задумываясь ни на секунду.

Вот так  примерно звучит диалог:  вы рады нашей встрече - конечно да! а пойдемте тогда за это выпьем - конечно, нет!

Но и этого мало, мы из всех незнакомцев отделили некультурных людей, которых мы любим, но ни в коем случае не соглашаемся с глупыми предложениями. Но так же надо в отдельную категорию отделить и людей благочестивых, людей которым нравится совершать позитивные поступки, которым нравится делать добрые дела и служить людям. Говорится, что с такими благочестивыми людьми надо обязательно дружить. Дружба - это желание сотрудничества на благо других. Эгоистическая дружба, когда мы дружим ради собственного удовольствия ли даже против кого-то, что не приносит человеку счастья, так как не является культурной дружбой. Истинная дружба - это совместное выполнение добрых дел, совместное служение Богу и его детям. Вот такие отношения действительно способны доставить нам истинное блаженство, так как мы созданы для таких отношений. Нет ничего прекраснее в этом мире, как совместное совершение добрых поступков.

Поэтому другой стороной такой дружбы является следующее правило культуры, которое рекомендует быть осторожным с неблагородными людьми. Это значит, что такие люди не способны на сотрудничество ради других, они просто не готовы к жертвенности, к аскезе и подвигу. А значит, даже добрые дела они делают из собственнических интересов. И это портит весь результат от доброго дела. Ни что не мешает человеку получать деньги за то, что он делает. Доброе дело не значит что оно обязательно бесплатное. Это одно из заблуждений современного человека, он думает, что если дело доброе, то это обязательно подарок. Нет, нет ни какой проблемы в том, чтобы вознаградить человека за его доброе дело, более того, говорится, что надо быть безмерно благодарным тем, кто что-то для нас делает полезного.

Но если с самого начала этого благого дела человек думал только о том, как он решит свои проблемы за счет тех, кому он совершает услугу, то такой человек называется неблагородным. И с такими людьми надо быть осторожными. На вид их ни как не определишь, они действуют, так же как и благородные. Но настроение у них в корне другое. Они все делают только для того, чтобы решить свои проблемы, а благородный человек делает все, чтобы помочь другим и это всегда приводит к тому, что его собственные проблемы тоже разрешаются наилучшим образом. Таково чудо благочестия. Например, в Ведах говорится, что если сделать пожертвование человеку, занимающемуся духовным развитием, то эти деньги вернуться бесконечно умножившись.

Кроме того, культурный человек уважителен к ученым, это значит что если другой человек делится с ним своими знаниями, то он всегда благодарен, а не пытается оспорить его информацию и доказать, что сам всех умнее. В современной лже-культуре принято спорить со всеми и по каждому удобному случаю, особенно по поводу всевозможных высказываний, так весь мир превращается в ток шоу. Недавно я принимал в одном из них участие и первое правило которое мне объяснили, и оно кстати оказалось и последним - это если у тебя есть что сказать не стесняйся, бери микрофон и перебивая других кричи, кричи даже если другой еще не перестал говорить. Главное не то, что говорят другие, главное чтобы тебя все услышали. Это и называется неуважение к ученым.

Но если противник действительно задевает то, с чем мы не можем согласиться, если он разрушает те принципы, которые мы должны защищать, то в этом случае культурный человек должен проявить смелость. Да, культурный человек смел со своими врагами. Он не стесняется своего мировоззрения и готов его защищать. Так и я молчал на ток шоу, пока мудрецы высказывали свои мнения по тому или иному, не затрагивающему мои жизненные позиции, поводу. Но когда один из них стал говорить ложь на ту тему, которую я защищаю всю свою жизнь, вот тут я вмешался и принял вызов. Это не значит, что я пошел на поводу и попал под влияние ситуации. Нет, я должен проявлять смелость, если разрушается то, на что я опираюсь, иначе такая слабость и лже-смирение приведет к тому, что я сам разочаруюсь в том, чему следую, в том чему верю, в том, что считаю правильным. Мало идти своим путем его еще надо и защищать. Это тоже необходимая часть культуры поведения в этом мире.

Кроме того, культурный человек смиренен со старшими. Это значит что, не важно говорит ли старший правду или нет, сможем ли мы воспользоваться этим наставлением или нет, своевременное ли оно или не очень, мы все равно ему за это очень и очень благодарны. Сейчас молодежь не воспринимает слова старших и сразу же приводит довод, что все, что они говорят уже давно устарело, что это уже давно не так и вообще к нашему времени ни какого отношения не имеет. Да, с одной стороны жизнь, конечно же, меняется, но принципы жизни не меняются тысячелетиями. Поэтому даже если с практической точки зрения, в наставлении старшего нет ни какой пользы - это не значит, что сам принцип деятельности тоже устарел. Поэтому культурный человек всегда старается понять, как выполнять то или иное действие и это и есть настоящее смирение.

И для того чтобы была окончательная гармония в отношениях со старшими надо еще и правильно относиться к младшим. Вот тут то и проявится карма того, как мы сами воспринимали старших. Как мы смиренно слушали их наставления, так же смиренно будут и младшие слушать наши собственные рекомендации. Культурный человек должен быть строг с теми, кого он воспитывает. С теми, кого он защищает и с теми, кто от него зависит. Это большая часть членов его семьи: жена, дети. Кроме того это подчиненные на работе, да и вообще все младшие с кем нас сводит судьба. Любовь к подчиненным должна обязательно сочетаться со строгостью, так как без строгости любовь не будет настоящей. Любовь - это защита. А без строгости защита не возможна. Поэтому человек любящий должен уметь и проявлять строгость, тогда когда появляется опасность. Такое гармоничное сочетание любви и строгости позволяет нам что бы не случилось чувствовать себя спокойными, так как мы сделали все что от нас зависело.

Так что помните, каждое из правил в отдельности надо правильно понять и научиться использовать в своей повседневной жизни, но для того чтобы стать счастливым, надо не просто выполнять их все вместе, но еще и помнить, что все они даны нам Богом, а значит быть за них благодарными. Как только мы, даже следуя этим правилам, начинаем их критиковать, то действие счастья прекращается, и мы опять возвращаемся к тому, с чего начали свое развитие к гордости, зависти, жадности и безверию.