В полушаге от долголетия или бессмертия ?
Ученый перестал стареть — но скрывает...
Анатолий Брушковвыглядит лет на 30 моложе, чем должен. Дело в том, что Брушков провел на себе уникальный эксперимент — съел бессмертные бактерии, хотя все его отговаривали, включая семью. Но другим повторять его опыт не советует. Все серьезно. Он — доктор геолого-минералогических наук, возглавляет кафедру геокриологии МГУ и всю жизнь изучает проблемы вечной мерзлоты, которая занимает 65% суши России...
----------------------<cut>----------------------
Бактерии — не его прямая специализация. Но лет 20 назад тема микроорганизмов так захватила учёного, что он просто «заболел» ею. Изучил историю вопроса (первыми бактерии в вечной мерзлоте обнаружили русские учёные ещё в начале XX в.), организовал не одну экспедицию, увлёк идеей геронтологов и микробиологов. В 90-х годах почти 5 лет провёл в микробиологической лаборатории Университета Хоккайдо: изучал свойства бактерии, пытался расшифровать её ДНК (тогда эти исследования только начинались).

— Бактерию Bacillus Fмы нашли в древней вечной мерзлоте на Мамонтовой горе в Якутии. Возраст микроорганизма — больше 3 млн лет. Но бактерия была жива! — рассказывает учёный. — Это парадокс, сенсация! Потому что время всех живых организмов на земле ограниченно. Состав и биохимия клетки сейчас очень хорошо изучены, и мы прекрасно знаем, как постепенно в ней накапливаются повреждения, нарушается синтез, разрушается ДНК. Считается, что это основная причина старения и смерти живых организмов. С древними одноклеточными из вечной мерзлоты ничего подобного не происходит. Они не разрушаются, не стареют и не умирают. Живут больше 3 млн лет и при этом прекрасно себя чувствуют. Микроорганизмы были окружены льдом, но внутриклеточная вода была не заморожена. Её просто оказалось на 17% меньше, чем в обычных вегетативных клетках.
Бациллы оказались не просто живучи. Когда их извлекли из мерзлоты, они показали себя супервыносливыми.
Представьте себе — бактерии выжили после 4-часового кипячения! (В этот момент учёный достал из шкафа две бутылки коньяка.) Вот смотрите: это обычный коньяк, он прозрачный. А этот мутный. Видите? Взвесь — это и есть бациллы. Конечно, в природе существуют бактерии, которые не убивает крепкий алкоголь, но их совсем немного. Наши не просто не боятся спиртного, они в нём размножаются! С каждым днём в этой бутылке бактерий становится всё больше.
— Вы так их употребляете?
— Нет, конечно. (Смеётся.) В такой концентрации пробовать опасно. Коньяк существует исключительно ради эксперимента. Я употреблял культуру в безопасной концентрации вместе с водой.
Прежде чем попробовать действие бацилл на себе, учёный совместно с коллегами провёл немало экспериментов на мухах-дрозофилах и мышах.
— Результаты оказались потрясающими, — продолжает учёный. — У мышей после введения бактерий повышалась двигательная активность и увеличивалась продолжительность жизни. Это парадокс, ведь обычно эти вещи несовместимы. Чем больше организм сжигает энергии, тем меньше он живёт.
Якуты на протяжении столетий употребляют эти бактерии. Из мерзлоты микроорганизмы попадают в местные реки, и население пьёт эту воду. Кстати, в Якутии очень много долгожителей, несмотря на плохую экологию и тяжёлые климатические условия. Как знать, может, секрет кроется в древних бактериях, в их уникальных свойствах?
— Как ваша супруга и дети отнеслись к рискованному эксперименту?
— Плохо. Они были против. Боятся, мало ли к чему это может привести...
— А к чему уже привело? Говорят, вы совсем перестали болеть, помолодели...
— В науке принято говорить о результатах только в том случае, если есть серьёзная статистика, доказательства, выводы. По влиянию бактерий на мух и мышей исследования есть, они описаны в научных статьях. А о своём личном опыте я просто не имею морального права говорить. В конце концов, мои субъективные выводы могут быть неверными, являться эффектом плацебо. Скажи я, что бациллы положительно влияют на организм человека, и люди тут же решат, что это эликсир бессмертия. Но до эликсира ещё далеко.
— Мы знаем, что бактерия живёт вечно и она очень вынослива, — говорит Брушков. — Но почему это происходит? Какие механизмы защищают её геном от повреждений? Это нам ещё предстоит изучить, и надеюсь, это произойдёт в России, где и были открыты уникальные микроорганизмы. Если мы разгадаем их загадку, значит, узнаем секрет долголетия человека. Бактерия может жить вечно.
Почему мы не можем?
Комментарии
Друг моей киевской знакомой работал в тамошнем институте геронтологии. Придерживался теломерной теории старения, разработал ингибитор теломеразы. Работал ингибитор почему-то только в условиях кислородного голодания, поэтому сеансы "омоложения" нужно было проводить в камере с низким парциальным давлением кислорода. Не очень понимаю, в чем фишка метода, но знакомая утверждала, что ее друг, ставивший опыты на себе, заметно помолодел.
Исследования товарищ проводил практически на свои деньги (наука на Украине уже тогда была в заброшенном состоянии), делалось все в кустарных условиях, барокамера была по сути большим полиэтиленовым мешком, газ подавался из баллона со старым советским редуктором, ассистента у ученого не было. В итоге, это привело к трагедии. Во время одного из сеансов (которые длились по нескольку часов и проводились по ночам) что-то произошло с оборудованием и экспериментатор задохнулся. В институте, правда, поговаривали, что это было убийство. Но следствие к такому выводу не пришло.
Если в случае этих древних бактерий механизм омоложения в чём-то аналогичен, то и функция деторождения должна тоже исчезать. Вроде бы по смыслу должно быть так же.