Одиннадцатая неделя российского вмешательства в Сирии

На модерации Отложенный

Это была потрясающая неделя. На прошлой неделе я пришёл к выводу, что «единственный способ избежать войны – наконец отказаться, пусть даже сначала публично отрицая это, от политики «Асад должен уйти». Теперь, когда различные официальные лица США, в том числе Джон Керри, делают заявления о том, что Асад не должен уходить прямо сейчас, что важен «переходный период» или что «должны быть сохранены институты государства», но конечно то, что имели в виду и я, и многие другие оказалось верно – США было необходимо фундаментально изменить свою политику в сирийском конфликте. Более того, поскольку Турция совершила акт военных действий против России под «зонтиком» США и НАТО, это создало фантастически опасную ситуацию, при которой государство-злодей, вроде Турции, могло получить впечатление безнаказанности из-за членства в НАТО. Опять-таки, необходимо было не просто положительное заявление, а фундаментальное изменение политики США.

Есть вероятность, что такое фундаментальное изменение могло произойти на этой неделе. У других людей совсем иная интерпретация произошедшего, и я не могу категорически утверждать, что такое произошло – это только время покажет – но, по крайней мере, возможность такая есть. Давайте посмотрим, что случилось.

Прежде всего, появились некоторые весьма недвусмысленные заявления Джона Керри в Москве. Вот самые заметные:

«Как я сегодня подчеркнул, США и наши партнёры не стремятся к так называемой «смене режима», как известно о Сирии»..

«Итак, мы не стремимся изолировать Россию, наша политика не такова, нет».

Итак, я совершенно в курсе, что Керри «проиграл» все до единого переговоры, которые проводил с русскими, и я много раз об этом писал. Я также в курсе, что Керри известен тем, что говорил русским одно, и совершенно противоположное, когда возвращался домой. Наконец, я понимаю, что Керри – не тот человек, кто принимает решения, это делает «глубинное государство» США. Но, даже держа всё это в уме, нельзя отрицать, что эти два заявления представляют собой официальный, хотя необязательно фактический, разворот на 180 градусов и отказ от официальных американский целей как в отношении России, так и в отношении Сирии. Более того, мы не только услышали слова, мы увидели реальные шаги американцев. Впервые США и Россия договорились сформировать общий список «признаваемых террористов» (в отличие от «умеренных» борцов за свободу). Хотя можно спорить, кто именно окажется в итоге в списке «хороших парней», очевидно, что имеющие значение в Сирии – аль-Каида и Даеш – попадут в список «плохих парней». А это, в свою очередь, сделает намного труднее, хотя и отнюдь не невозможным (вспомните Контрас!) для США продолжать помогать им и финансировать их. Но США сделали нечто ещё более интересное:

США объявили, что выводят 12 F-16 из Турции: 6 F-15С и 6 F-15Е. Возможно, немного, но это весьма символичные самолёты, поскольку были подозрения, что они играли роль «прикрытия» турецкого F-16, который сбил российский Су-24. В частности, F-15С – чистой воды истребители, они могли быть нацелены лишь на российские самолёты в Сирии. Конечно, США заявили, что это обычная ротация, что это были учения, но итог-то таков: хотя Генеральный секретарь НАТО Столтенберг обещал усилить присутствие НАТО в Турции, США вывели 12 лучших самолётов. Сравните с русскими, которые продолжают наращивать свои средства в Сирии, особенно артиллерию. Более того, и это крайне интересная новость: "Команда Эрдогана теперь возлагает вину за крушение Су-24 на главу ВВС Турции". (И плевать, что Эрдоган публично заявлял, что лично отдал приказ). Наконец, Россия преуспела, добившись единогласного решения Совета безопасности ООН, одобрившего резолюцию России против финансирования Даеш. Нет нужды говорить, что если резолюция официально нацелена на источники финансов Даеш, в реальности она ставит Катар, Саудовскую Аравию и, в особенности, Турцию в весьма сложное положение: резолюция предполагает не только санкции против любой страны или организации, ведущей дела с Даеш, но и проведение расследования ООН по любым заявлениям о подобных финансовых отношениях. Вот сообщение  Russia Today:

«Резолюция также требует, чтобы страны сообщали, что именно они сделали для срыва финансирования ИГ в ближайшие 120 дней. В ней также есть призыв к Генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну в течение 45 дней представить «доклад стратегического уровня» с анализом источников доходов ИГ», сказал РТ постпред России при ООН Чуркин. Чуркин отметил участие Турции в нелегальной торговле нефтью с ИГ, подчеркнув, что отдельные лица в Турции, равно как и компании, в соответствии с резолюцией могут попасть под санкции. Он добавил, что санкции могут быть применены даже к некоторым странам, «если окажется, что они не предприняли достаточно эффективных мер против финансирования терроризма». По словам постпреда, Россия была единственным членом, кто смог представить доказательства конкретных схем, использованных другими странами для ведения незаконной торговли нефтью с ИГ или то, как ИГ способно использовать доходы от этих транзакций на закупку вооружений в иных странах, в частности, в Восточной Европе. Документ основан на Статье VII Хартии ООН, и немедленно вступает в силу, требуя, чтобы государства-члены «решительно и энергично пресекли поток финансирования» ИГ. В нем говорится, что правительства должны препятствовать гражданам финансировать или оказывать услуги «террористическим организациям или отдельным террористам с любыми целями, включая, но не ограничиваясь только вербовкой, подготовкой или отправкой, даже в отсутствие связи с конкретным террористическим актом».

Итак, у русских есть не только средства подать свои разведывательные данные о сотрудничестве Даеш и Турции в Совет безопасности ООН, но и Генеральный секретарь ООН теперь обеспечит доклад, в частности, базирующийся на разведывательных данных. Это очень и очень плохие новости для Анкары.

Так что же происходит?

Вот что, по-моему, могло произойти.

Моя гипотеза

Во-первых, главной мерой ответственности стало крушение Су-24. Русские сразу же заявили, что это была тщательно спланированная и трусливая засада, но теперь с этим согласен и ведущие западные эксперты. Это приводит в замешательство, и ситуация может ещё ухудшиться после расшифровки бортовых регистраторов Су-24 (которые русские нашли и привезли в Москву). Картина теперь такова: это не только была умышленная провокация, засада, но существуют мощные доказательства, что турки использовали информацию, предоставленную русскими США относительно планируемых вылетов. Тот факт, что американцы передали эту информацию туркам, уже плох сам по себе, но то, что турки воспользовались этой информацией, чтобы сбить российский самолёт, возлагает прямую ответственность за это на США. И ещё США несут ответственность просто потому, что турки никоим образом не могли устроить сложную засаду без ведома США. Итак, вполне возможно, что кое-кто в военной машине США знал об этом, а кто-то – нет. Вся операция по мне выглядит именно что планом придурков, которыми славится ЦРУ, так что, возможно, Керри или даже Обама на самом деле «не знали» об этом. Или сделали вид, что не знают. Как бы то ни было, США теперь явно пытаются «скинуть» провал на Эрдогана, который пытается переложить его на главу ВВС. Ясно одно, что план провалился, русские не заглотили наживку и не ответили военными средствами, а теперь начинают накапливаться политические последствия этого бедствия. Что до Эрдогана, то он хотел явиться, как Великий Паша, крутой парень региона, а теперь выглядит безответственным трусом (Путин высмеял то, как турки кинулись в НАТО, как только Су-24 был сбит, когда сказал:«они тут же побежали в Брюссель с криками «Помогите, нас обижают». Кто вас обижает? Мы что, тронули кого? Нет, они начали прикрываться НАТО»). Даже США и Европа, по сообщениям, устали и рассердились. А русские, они, похоже, полагают, что Эрдоган – это «Саакашвили номер 2» – человек, с которым нечего обсуждать и кого Кремль считает политическим трупом.

Во-вторых, взгляните на Сирию. Даже под максимальным давлением русские не стонут и не показывают признаков колебаний, а делают совершенно противоположное: они более чем удвоили свои присутствие, ввели тяжёлые артиллерийские системы и даже выдвинули идею открытия второго основного аэропорта в Сирии (позже это намерение российские официальные лица отрицали). Для американцев всё это означает нечто весьма простое: хотя русские в Сирии намного слабее, чем США, они явно ничем и никем не ограничены и не только удерживают свои позиции, но и укрепляются. Иными словами, они готовы к войне.

Мне хотелось бы верить, что различные предостережения, озвученные многими людьми, да и мной самим, внесли свой вклад в убеждённость аналитиков США, что русские на самом деле готовы воевать. Сначала Питер Лавель на РТ в Cross Talk предостерегал от курса на войну буквально за несколько месяцев. Но есть и другие, в том числе Пере Эскобар, Пол Крейг Робертс, Алистер Крук, Стивен Лэнедмен, Стивен Коэн, кто бил в набат и предупреждал Империю, что Россия не «сморгнёт» и не «отступит», а война очень вероятна, возможно, даже неизбежна, в том и опасность. Я знаю, как идёт процесс разведки, и полагаю, что столь громкий хор предостережений вполне мог сыграть свою роль в решении США изменить курс, пусть даже лишь в ближайшем будущем.

Как я уже подчёркивал снова и снова, «оперативно-тактический контингент российских ВКС в Сирии (это официальное их название) невелик, изолирован и уязвим. Сирия зажата между НАТО и CENTCOM, и США могут при необходимости ввести огромные огневые средства в Сирию и русские тут ничего не смогут поделать. Смотрите сами (карта в заголовке), сколько воздушных баз у США и Турции. Но есть кое-что, что могут сделать малые силы: стать «спусковым механизмом».

Вне зависимости от ограниченности средств российских сил в Сирии, они достаточно велики, чтобы сыграть роль «спускового механизма» – нападение на них будет означать полномасштабную войну с Россией. Если у американцев и были какие-то сомнения на этот счёт, они сразу же развеялись, когда Путин официально заявил следующее: « Я приказываю действовать крайне решительно. Любые цели, которые угрожают российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, должны быть тут же уничтожены».

Комбинация всех факторов, по сути, достаточна для того, чтобы убедить США отойти в сторону до того, как ситуацияна самом деле выйдет из-под контроля.

Ещё раз: я не утверждаю, что именно это имело место, но хочется верить, что я прав, и что кто-то в США наконец-то понял, что война с Россией будет неизбежна, если США продолжат придерживаться того же курса, и принял решение остановиться, пока не стало слишком поздно. Если такое действительно произошло, это весьма вдохновляет и это очень и очень хорошая новость. Хотя глупость и безумие, не говоря уж об откровенной порочности, явно присутствуют среди верховного командования англо-сионистской Империи, всегда остается шанс, что приличный человек в здравом рассудке сделает всё верно и попытается остановить безумцев (как сделал адмирал Майк Муллен, когда неоконы хотели начать войну с Ираном).

Ещё одно большое событие недели, конечно, ежегодная пресс-конференция Владимира Путина. Я разместил полный текст в блоге, так что только отмечу тут одну особенно интересную часть: Путина спросили о том, будет ли Россия всегда сохранять базу в Сирии. Вот что он ответил:

"Некоторые люди в Европе и США постоянно говорят, что их интересы надо уважать и что их (военные) базы останутся там, если они захотят. Но я не знаю, нужна ли нам там база. Военная база подразумевает определённую инфраструктуру и вложения. В конце концов, сегодня у нас там наши самолёты и временные сооружения, служащие для сна и отдыха. Мы их может собрать за пару дней, сложить всё на борт Антея и отправиться домой. Держать базу – нечто иное. Кое-кто полагает, в том числе и в России, что нам там нужна база, я не столь в этом уверен. Почему? Мои европейские коллеги сказали мне, что я, вероятно, лелею такую идею. Я спросил – почему? – и они ответили, что так вы можете контролировать там ситуацию. А зачем нам контролировать там ситуацию? Это основной вопрос. Мы показали, что у нас на самом деле нет ракет среднего радиуса действия. Мы их уничтожили. Американцы тоже уничтожили свои наземные «Першинги» средней дальности. Однако они-то продолжают обладать «Томагавками» морского и наземного базирования. У нас таких ракет нет, но теперь у нас есть «Калибр» морского базирования и ракеты воздушного базирования Х-101 с радиусом действия 4500 км. И зачем нам там база? Если нам надо будет кого-то достать, мы это можем сделать и без базы. Возможно, это имеет смысл, я не уверен. Нам ещё необходимо подумать. Возможно, мы могли бы иметь некую временную площадку, но пускать там корни и быть сильно вовлечёнными – это не имеет смысла, я полагаю. Мы ещё подумаем."

Я нахожу этот ответ потрясающим. Вы можете себе представить, чтобы президент США на самом деле думал таким образом и открыто говорил подобное? Путин, что совершенно очевидно, высмеивает так называемых экспертов, которые годами говорили нам, как Россия заботится о базе в Тартусе, и которые теперь говорят нам, что воздушная база в Хмеймиме – следующая «вечная» база России и не столь для защиты Сирии, но ради защиты влияния самой России. Оказывается, что Россия не заинтересована и у неё нет желания иметь столь дорогостоящие проекты: «Если нам надо будет кого-то достать, мы это можем сделать и без базы».

Кстати, перевод тут некорректен. На самом деле Путин сказал «Если кого-то надо достать, мы и так достанем». Слово «достать» переводится тут как «достичь», но я бы перевёл в значении «дотянуться» – «если нам надо будет дотянуться (в смысле – нанести удар) до кого-то, мы и так это сделаем (без базы)». Это просто очевидная скрытая угроза, даже при неточном официальном переводе (и да, сверхзвуковые и невидимые крылатые ракеты с радиусом действия 4500 км позволяют России «достать» любого на планете, особенно с помощью самолёта с дальностью полёта 12 000 км).

Когда западные лидеры и эксперты предполагают, что Россия готова строить базы за рубежом, они явно проецируют собственное имперское мышление. Я говорил много раз: Россия не имеет намерений когда-либо становиться империей снова просто потому, что быть империей – плохо для самой России. Вся Россия хочет быть поистине независимым государством, но не колонией англо-сионистов, и не имеет намерений становиться чем-то вроде «анти-США» или «возрождённым СССР». Хиллари может пугать себя по ночам кошмаром, что Путин восстанавливает СССР, но в России нет тех, кто поддержит такой план. Россия хочет быть свободной и сильной, да, но не империей.Просто удивительно видеть, как западные руководители и эксперты проецируют собственное мышление на других и приходят в итоге к тому, что сами себя пугают. В самом деле, весьма умилительно.

В заключение я бы добавил, что весьма вероятно, что акцент снова сместится на Украину. Не только потому, что Украина всего в нескольких часах от официального дефолта, но украинцы открыто угрожают Крыму – я вас не разыгрываю – «морской блокадой»! Учитывая отсутствие энтузиазма США и НАТО относительно того, что Турция сбила российский Су-24, я очень сомневаюсь, что хоть кто-то на Западе будет счастлив от столь дурной идеи. Итак, среди экономического коллапса, политического хаоса, грядущей зимы и планов нацистских отморозков воевать с Россией, есть весьма большая вероятность, что на оккупированной нацистами Украине снова возникнет горячая точка. Сомневаюсь, что у США хватит «моральных сил» одновременно разбираться с обоими кризисами, по меньшей мере, не в длительной и энергичной манере. И это, опять же, хорошая новость – Империя чересчур занята и слишком растянута, и обычно это единственная ситуация, когда возникает желание компромисса. Мы скоро узнаем, обоснован ли мой весьма осторожный оптимизм или нет.