Дерзкий распил в ГУП «Мострансавто»

Для начала небольшая предыстория. Мострансавто – одна из крупнейших государственных компаний. В ней работают 27 000 сотрудников, а ежедневный пассажиропоток составляет более 2 млн. человек. «Справедливость» уже не раз писала про то, что в компании идут активные распилы, благодаря чему она оказалась на грани банкротства. «Государственническая» деятельность группы Кацыва, кстати, сказалась не только на «Мострансавто». Помните попытку в разы увеличить стоимость проезда в электричках? Многие до сих пор думают, что ответственность за этот беспредел несёт РЖД. Но на самом деле ответственность за попытку ввести двойные тарифы несёт лично Кацыв.
Но вернемся к полученным документам.

Оказывается, некоторые должностные лица как-то по-особенному восприняли призывы Президента о «модернизации»: теперь они перечисляют деньги своим родственникам напрямую, не усложняя схемы посредниками или оффшорами. Об этом «ноу-хау» уженаписала и "Российская Газета".

Для распределения государственных средств по своим карманам чиновники, похоже, решили, как в лихие 90-е, просто брать долю. В данном случае это 6 % от суммы всех долгов, которые ГУП МО «Мострансавто» взыскивает с муниципальных районов за оказываемые услуги по перевозке населения.

Многие годы схема расчетов между «Мострансавто» и районами выглядела так.


Однако 01 октября 2009 года (кстати, мой день рождения) генеральный директор ГУП «Мострансавто» Гривас Н.М. заключил с адвокатами Н.В.Весельницкой и Н.А.Митусовой (жена и дочь Митусова А.А.) Соглашение на оказание юридических услуг № 10 по взысканию задолженности муниципальных районов перед ГУП «Мострансавто». Схема расчетов «модернизировалась» самым что ни на есть «инновационным образом»:



Казалось бы, 6% это не так уж и много, но это если с оборота какого-нибудь сельпо. А в случае с «Мострансавто» только на 15.12.2009 года задолженность районов по таким договорам перед этим государственным предприятием составляла более 356 млн. рублей. 6% от 356 млн. рублей составляет 21 000 000 рублей. Вот такое «небольшое» подспорье для семейного бюджета к декабрю 2009 года! Прямо новогодний подарок какой-то. Гривас – Дед мороз, а адвокаты Весельницкая и Митусова - снегурочки.

Узнав о дате заключения соглашения, я немного напугался. Вдруг, думаю, коррупционеры приурочили заключение столь знаменательного соглашения к моему дню рождения, чтобы меня и обвинять, если что, во всех грехах. Но если серьезно, то столь откровенно коррупционный характер этой сделки создает впечатление, что некоторые «слуги народа» не только позабыли совесть и страх, но уже и рассудок потеряли.

Во-первых, по закону Митусов А.А. как первый заместитель министра транспорта Московской области в соответствии с Распоряжением Минтранса МО от 221 от 31.07.2009 г. обладает властными полномочиями в отношении ГУП «Мострансавто». Соответственно, факт заключения ГУП «Мострансавто» договора, предусматривающего выплаты десятков миллионов рублей его ближайшим родственникам является хрестоматийным случаем конфликта интересов, определение которого установлено ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Государственная компания не вправе заключать сделки с родственниками чиновника, обладающего полномочиями по регулированию деятельность этой компании.

Однако, нарушение закона о противодействии коррупции ни Гриваса, ни семью Митусовых от заключения договора не остановило.

Во-вторых, под урегулированием спора (основанием для оплаты 6%) стороны договора понимают не только реальное получения ГУП «Мострансавто» денег, но и:

- признание должниками наличия задолженности,
- добровольное перечисление должниками денежных средств,
- заключения мировых соглашений с должниками,
и любые иные обстоятельства, направленные на добровольное исполнение должниками принятых на себя обязательств.

То есть, если по делу заключено мировое соглашение или совершены «иные действия», вне зависимости от того, какую работу сделали адвокаты, Мострансавто всё равно уже обязано заплатить 6%, даже если в ГУП деньги еще не поступили. Благодаря этим условиям выстроена система, при которой минимальная задержка платежа любого муниципального района перед ГУП «Мострансавто» автоматически означает перечисление 6% задолженности в личный бюджет семьи Митусовых.

В-третьих, Гривас Н.М. заранее и умышленно создал условия, при которых все просрочки платежей по контрактам с муниципалитетами проходят исключительно через Весельницкую и Митусову. С этой целью Гривас Н.М. приказал всем директорам филиалов ГУП МО «Мострансавто»:

«приостановить ведение переговоров с администрациями муниципальных образований по вопросу урегулирования споров об исполнении обязательств по оплате оказанных услуг (о взыскании либо возврате денежных средств)» письмо № 1-19/242 от 17 марта 2009 года



Картинка кликабельна

Ну что сказать, молодец, этот парень Гривас.

В-четвертых, даже всех этих подарков Весельницкой с Митусовой оказалось недостаточно, и они выставили «Мострансавто» счета на более чем 1,1 млн. рублей за оказание услуг по урегулированию споров, решения судов по которым были приняты еще до заключения соглашения № 10:

1. 15.01.2010 г. выставлен счет № 33/2 на сумму 418 810, 9 рублей за оказание услуг по урегулированию спора с Каширским районом. Счет оплачен Мострансавто. Решение по делу № А41-23524/09 о взыскании с Каширского района 6 980 181 рублей в пользу ГУП «Мострансавто» было вынесено судьей Арбитражного суда Московской области В.И. Антоновым 15.09.09 г.

2. 01.02.2010 г. выставлен счет № 37 на сумму 685 908 за оказание услуг по урегулированию спора с Павлово-Посадским районом. Счет оплачен Мострансавто. Решение по делу А41-21363/09 о взыскании с Павлово-Посадского района 11 431 800 рублей было вынесено судьей Арбитражного суда Московской области И.П. Колкановым 23.09.2009 г.

Не сложно посчитать, что в обоих случаях размер вознаграждения составляет ровно 6% от взысканной в пользу «Мострансавто» суммы.

Как вы, наверное, уже догадались, пункт 4 это по сути уже доказанный состав преступления. Выплата ГУП МО «Мострансавто» за не оказанные в действительности юридические услуги является расходованием средств государственного предприятия без законных на то оснований. Иными словами, хищение чужого имущества, вверенного виновному, лицом с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере, то есть уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ «присвоение или растрата».

По обстоятельствам выявленного коррупционного «ноу-хау», мы уже направили заявление Генеральному прокурору РФ Чайке Ю.Я.