Обездоленные временем. Mennyből az angyal

 
 
- Айн, цвай, драй, крумпля-крумпиля, душа з папиря… - так пела моя покойная бабушка по отцу. Она запомнила эти строки в первую мировую. В году пятнадцатом. Через ее село шли бравые австрийские жолнеры и громко смеясь, кричали о картошке и своей бедной душе, которая стала тоньше писчей бумаги.
 
А отец в детстве, учась в венгерской начальной школе, на всю жизнь запомнил колядку. Любил петь – «Mennyből az angyal» перед рождеством. В чешскую он не успел по возрасту. После войны доучивался уже в советской восьмилетке, а старшие классы окончил в вечернее время, после работы. Несмотря на то, что не имел высшего образования, слыл весьма начитанным человеком. Любил Толстого, Айтматова, советскую классику. Светлым человеком он был. И трудоголиком. Второе мне не очень нравилось. Я сам по жизни к несносному труду не стремлюсь.
 
В первом классе я сидел за партой с аккуратным мальчиком в шортиках. Смутно его помню. Он учился со мной только один год.

В 69 году он вместе родителями уехал в Германию. Это был первый немец из нашего класса, год "мыливший лыжи". Потом второй, третий. До десятого класса не осталось почти никого.
В учительской читали письмо от одного беглеца. Году так в семьдесят пятом. Я знаю об этом потому, что мать моя завучем тогда служила в школе. Она описывала выражение лиц слушавших послание. Шок, в общем.
 
А в середине восьмидесятых мой друг из армии "дембельнулся". Там под конец службы чуть не загремел снега мести за то, что неаккуратно рассказывал о жизни "за бугром". Его все родственники уже были там. Так что информацию он имел с первых рук. Чуть не пришили пропаганду.
 
А потом рухнул занавес. Я выездил три паспорта по "загнивающему" и потратил много времени на то, чтобы понять – мы не лучше, не добрее, не гуманнее их. Мы многое потеряли. И прежде всего умение думать, сравнивать, не спешить с ярлыками. Нам не хватает здравомыслия, а вся наша надуманная духовность ломаного гроша не стоит перед простым фактом – "загнивающий" спасет от смерти жучка, а наш "не загнивающий" за один раз для своего удовольствия «замочит» сотню зайцев. Чтобы снимок удачный получился. Про веерные бомбардировки не буду. Это не наше, а царское дело – совести не иметь. 
 
А пока «Mennyből az angyal». С рождеством вас всех, встающих и не встающих с колен!
 
С настоящим рождеством!
 
Человеческим!