Программа помогла не тем машинам

Я бы не стал пока называть программу в полном смысле утилизационной. Пока это программа по стимулированию спроса на продукцию «АвтоВАЗа». Это некоторое время не говорилось открыто, но сейчас уже стало слишком очевидно. Большинство машин, проданных по программе, – именно «ВАЗы». Впрочем, иначе и быть не могло. Программа была изначально составлена таким образом. По моим оценкам, около 100 000 машин из тех 450 000, которые «АвтоВАЗ» запланировал произвести до конца года, будет продано по программе.

Само по себе то, что «АвтоВАЗ» таким образом поддерживают, неплохо. Ведь деньги (в виде скидки) получают люди, а не как обычно – сам завод. Удивительно только, что сам «АвтоВАЗ» к такому стимулу оказался не готов: машин к дилерам поступило меньше, чем нужно. Дилеры начали перепродавать их друг другу. В выигрыше оказались те, у которого были больше квоты. Но в конечном счете ничего хорошего в такой спекуляции нет.

Скорее всего, думали, что из этой идеи ничего не получится. Должен признать, я и сам сначала скептически относился к утилизации. Думаю, решающим оказалось то, что в Минпромторге за реализацию отвечал человек из бизнеса, Алексей Рахманов. Он мыслил не как чиновник, а как бизнесмен, опираясь на свой предшествующий опыт работы в компании Sollers. Действительно помогло то, что при планировании программы все было сделано, чтобы процедура получилось понятная и простая. Команда Рахманова отлично эту идею продвигает и пиарит.

Сложно сказать, насколько оценят программу дилеры иномарок – Renault, Chevrolet, Ford: им перепало по несколько тысяч утилизационных машин.

С одной стороны, при падении рынка на 50% это немного, но все же – какая-никакая поддержка. Я лично считаю, что они должны быть благодарны и за это. С другой стороны, насколько велика эта поддержка на самом деле, сказать сложно, ведь продажи помогают стимулировать и весеннее оживление на рынке, и благоприятная ситуация в экономике в целом. Кстати, в некоторой степени стимулирует спрос и падающий евро: кто-то решает купить машину вместо того, чтобы хранить деньги в нестабильной иностранной валюте.

Почему, к слову, я думал, что программа не пойдет, и в чем ошибся. Я ориентировался на тех, кто не станет покупать «пятерки» и «семерки», не слишком качественные, на мой взгляд, машины. Ведь еще несколько лет назад «АвтоВАЗ» сам говорил, что это производство ему не нужно. Говорили, что отдадут эти машины на чеченский завод, на «ИжАвто», на Украину. Зачем теперь искусственно увеличивать продажи именно этих моделей, до конца не ясно. Куда важнее, по-моему, было бы больше стимулировать спрос на более дорогие автомобили в линейке «ВАЗа». У «классики» нет по цене конкурентов, а вот в более дорогих сегментах модели «АвтоВАЗа» теряют потребителей, уступают рынок иномаркам. Тут и надо было обеспечивать основную поддержку.

Для этого нужно было бы вводить нижнюю планку по цене для машин, доступных по программе, чтобы «классика» туда не попадала. При этом премию увеличить с 50 000 до 100 000. Тогда удалось бы помочь продажам тех «приор», «калин», которые сегодня все чаще проигрывают Renault Logan, Daewoo Nexia, Hyundai Accent.