Очерки Канады. Очерк 3 - растительный мир

На модерации Отложенный

В прошлом очерке я как-то выпустила из виду то, что нужно хотя бы в двух словах остановиться на стихийных бедствиях, которые как везде, иногда случаются в моей стране. Вулканов тут, к счастью, нет, а вот землетрясения бывают. Сравнительно недалеко от нас (с географической точки зрения) находится знаменитый Калифорнийский разлом, и эхо тамошних землетрясений обязательно докатывается до нас. Обычно это случается раз в четыре-пять лет. Землетрясения не превышают ,как правило, двух-трех баллов, жители нижних этажей и вовсе ничего не замечают, кроме перепуганных котов и собак, которые чувствуют приближение стихии. На верхних – дело ограничивается, как правило, упавшими со стеллажа книгами, в худшем случае – парой разбитых чашек. В старых домах резкий удар снизу вызывает иногда появление трещин в стенах и потолке, но это уже самый пиковый случай.

Ураганы. Они приходят к нам также с территории Соединенных Штатов. Беспокойные соседи! Как правило, это два-три дня в сентябре, когда по штормовому предупреждению лучше оставаться дома. Ветер сбивает с ног в самом буквальном смысле, а уж если парусность повышается полами широкой куртки, или парой объемистых сумок… пиши пропало. О превращенных в лапшу зонтиках и вороньих гнездах, в которые превращаются прически я уже не говорю. Бывали случаи, когда сломанные ветви пробивали насквозь крыши автомобилей или окна первого-второго этажей. Помните – сентябрь – время ураганов, следить за предупреждениями можно и нужно. Картинка маслом: белочка с моего балкона прыгает на ближайшее дерево. Порыв ураганного ветра относит ее на исходную позицию. И сидит ошалевший зверек и пытается сообразить: что это вообще было?

Однако, по-настоящему опасные стихии здесь – огонь и вода. Огонь в таежной зоне, где в летнее время неделями могут тлеть торфяные болота или гореть окрестные леса. Порой огонь перекидывается на ближайшие поселения, и людей вывозят в авральном порядке. Тяжелый дым с горящей хвоей накрывает города, забивает легкие, чернит кожу. Впрочем, как уже было сказано, проблема эта касается большей частью таежных обитателей. Для нас, жителей индейской прерии главный враг – это вода. Водяные богатства Канады огромны, однако, порой это выходит боком, в особенности когда по весне из-за обильных дождей разливаются реки, а кое-где уровень воды доходит до колен и до пояса взрослому человеку. Я помню, как несколько лет назад разлилось огромное озеро Понигамук (да, да, то самое!) и жителей ближайших городков пришлось вывозить вертолетами и на лодках. Тогда была наша очередь собирать пищу, одеяла, лекарства, все для потерпевших. Рая нет нигде…

Ну а теперь собственно к теме нашего очерка. С чего начнем? С деревьев! Канадские леса удивительно богаты растительным разнообразием.

Гигантские дубы, зачастую столетние, которые помнят, наверное, Жака Картье и первых поселенцев ,прибывших сюда из Франции и Англии, настолько огромны, что по уверениям местных жителей, в их тени запросто поместится десяток лошадей. Пытаться обхватить такое дерево в одиночку – бесполезный труд, зовите на помощь приятеля, а то и двоих. Когда-то из этих вековых дубов строили океанские корабли – твердые как камень, водонепроницаемые, остававшися на плаву даже если в бортах застревала пиратская картечь. Однако, сейчас эти романтические времена остались позади, и древние дубы находятся под охраной государства. Из более молодых и не столь огромных делают мебель и рубят дома. Деревянные дома в таежной зоне и сейчас не редкость, местные жители уверяют, что они много уютней и теплее, чем новомодные полимеры и даже классический камень. Им виднее!

Липа. Ее очень много в городе, и особенно в апреле-мае одуряющий запах мелких желтованых липовых цветов накрывает собой город. Из сушеных цветов заваривают потрясающе вкусный липовый чай – кстати говоря, отличное средство при любой простуде. Модницы украдкой сушат цветы, чтобы превратить их в маску, от которой, как меня уверяли кожа становится младенчески-свежей. Попробовать, что ли?

А вот к березе, в отличие от россиян, канадцы относятся совершенно нейтрально, считая ее деревом сугубо практического свойства. Здесь берез два вида: желтая с очень плотной древесиной (из нее делают ступеньки, не истирающиеся годами и прочную деревенскую мебель), и белая, неотличимая от той, к которой привыкли вы. Кстати, при желании здесь можно отыскать и русскую баню с настоящими березовыми вениками. Чаще всего это «достопримечательность» для туристов, но попариться там можно от души. С холодным квасом на раскаленные камни, распаренными вениками и прочими деревенскими удовольствиями.

Каштан. Как в старом студенческом анекдоте про блох, мы опять же имеем два его вида. Конский, точно такой же как в Европе, в мае сплошь покрывается нарядными белыми «свечками». Здесь есть настоящие каштановые аллеи, где этой красотой можно налюбоваться всласть. Каштан съедобный несколько ниже и приземистей, его плоды похожи на крупные орехи каплевидной формы с тонкой кожурой. Затовариться съедобным каштаном можно в любом встречном магазине, но.. воля ваша, не люблю. Я понимаю, что смешно, англофонка питающая слабость скорее к французской кухне. Но так уж устроен современный мир: сплошная чересполосица! Нет, умом я понимаю, что гусь, фаршированный каштанами – обязательное блюдо английской кухни, но есть его не могу. Мало того, что при попытке приготовить, в духовке начинается канонада, от которой кот в панике несется под диван, но и на вкус это похоже… представьте себе переваренную волокнистую картошку да еще и перемороженную и потому сладкую. Получится очень близко. Невкусно? Вот и мне тоже не-

Подлинное дерево Канады – это клен. Уверяют, что здесь их около сотни видов; насчет сотни сказать не могу, но что заросшие кленовыми лесами горы представляют собой по осени завораживающее зрелище, т.к. каждый вид имеет свой цвет и отлив, от ярко-алого до зеленоватого и золотисто-желтого – факт. Осенний кленовый лист недаром оказался на канадском флаге. Для местных индейцев это дерево давало все – древесину для постройки домов и каноэ, кору, из которой шьется грубоватая, но теплая одежда, гибкиеветви для силков… короче говоря, жизнь без клена в наших местах была бы невозможна. Рассказывают, что клен спас первых европейских поселенцев, умиравших от голода после особо суровой и снежной зимы. Индейцы научили их, как из весеннего дерева добывать прозрачный золотистый сок и из него уже готовить вязкий коричнево-желтый, пахучий и сладкий сироп. Кстати говоря, изготовление сиропа и сейчас является чисто местным промыслом. Добывать его можно только из одного вида кленов (одного из ста!) Это клен сахарный, отличающийся листьями несколько особого вида (именно он изображен на канадском флаге). Сок начинает идти в апреле, когда дерево пробуждается после зимы, и годен в пищу в течение букально считанных недель. За это время его надо успеть собрать и запасти, следя за тем, чтобы не ослабить дерево. В старину это делали тем же способом, как собирают сок березовый: узкое отверстие, желобок, и висящее внизу коническое ведро. Сейчас ситуацию дополняют сложной техникой, но смысл тот же: собрать, и немедленно отправить в сахароварню – небольшой домик или сарай, где жарко топится печь, обязатльно на кленовых или березовых дровах. Сахароварни или на местных языках sugar shack (по-французски cabane à sucre) настолько пропитались сладкими запахами, что они не выветриваются в течение всего года. Весной, когда начинается работа, из этих домиков валит наружу густой и плотный сладкий пар, такой горячий и вязкий, что его, кажется, можно пощупать руками. Однако, сиропа мало, и стоит он довольно дорого. В самом деле, чтобы сварить один только литр, требуется не много ни мало, 10 литров сока! Продают его в небольших банках или бутылочках (для туристов их делают в форме кленового листа или медведя). Практически весь сироп потребляется внутри самой Канады, только очень и очень немного уходит на экспорт в Штаты. Попробовать же его за пределами наших стран невозможно. Кроме собственно сиропа, канадцы любят таже кленовое масло, кленовый сахар и наконец, кленовые леденцы в форме все того же неизменного листа. Это любимое детское лакомство, заменившее здесь всем нам знакомых российских петушков. Кленовому сиропу посвящен даже особый праздник «сахарный фестиваль», о котором у нас будет еще речь впереди.

Пока же скажу только, что кленовым сиропом особенно охотно поливают пшеничные или гречневые блинчики со всевозможной начинкой, добавляют в печенье, и мороженое, или подают к мясу. Получается необычно, но очень вкусно!.. 

Дикая яблоня. Сибиряки отлично знают, что это такое; на Енисее ее плоды называются «райскими яблочками» или «ранетками». Это крошечные ярко-красные яблочки размером с вишню, довольно жесткие и кисловатые на вкус. Если их местное имя (pommettes) перевести с французского языка получатся… «яблочишки». Из «яблочишек» готовят удивительной вкусности ярко-розовое желе, купить его можно в любом крупном магазине. Собираясь в Европу, я как правило, беру с собой пару банок, которые опустошаются в первый же день, когда в дом набивается стайка друзей. Если и вы будете в наших краях – очень и очень советую попробовать. 

Дикая вишня. Плоды ее, как правило, оставляют для птиц, зато сама древесина, темно-вишневого цвета, крепкая и очень стойкая, идет для производства дорогой мебели и высоко ценится резчиками по дереву, которые мастерски изготовляют из нее небольшие скульптуры, украшения на окна или внешние стены дома, и наконец, чубуки для трубок.

Северная страна традиционно богата хвойными. Есть и лиственница – белая, черная, северная ель, смолистые сосны, кедры… их почему-то достаточно мало, и кедровые орешки, к моему удивлению, достаточно дороги. Хрустальная мечта: во время очередного посещения Сибири, наесться ими досыта. Здесь шутят, что лучший способ добыть кедровые орешки: разозлить местных белок, и они начнут швырять вам шишками в голову. Остается собирать!..

Вообще ,что касается деревьев, все разговоры о «каменных джунглях» и тому подобном – страшилки для детей. Ситуация с деревьями в наших городах напоминает Петербург или Москву. Есть небольшой «пятачок» делового центра, где их по определению, немного, есть промышленный район (у нас это называется «индустриальный парк»), и есть жилые кварталы, перемежающиеся огромными парками, лесополосами, где вольготно разгуливает местное зверье, и уличными и садовыми посадками. Вообще, голубая мечта канадца – домик с садом, и обязательно густой древесной кроной, где можно укрыться от солнечного зноя. Посему, более зажиточные части Города (Роксборо, Утремон) по виду своему напоминают старую Одессу – домики, небольшие сады, и узкие улочки.Помните – Абрикосовая и Виноградная?... Здесь это имеется в количестве ничуть не меньшем.

Что еще? Травы?..

Амброзия, с высокими стеблями, похожими по виду на веточки тополя, усеянные волокнистыми плодами. Обходите ее десятой дорогой, эта дрянь крайне опасна для астматиков, т.к. резкий запах и мельчайшие волокна, которые летят во все стороны при малейшем ветре способны спровоцировать приступ болезни. Страшна амброзия также для аллегриков, стариков и детей, потому ее заросли в городах и селениях безжалостно уничтожаются. На борьбу с этой напастью выходят студенты с специальных защитных костюмах.

Дикая мята. Англичане любят ее до самозабвения. Как вам – ярко-изумрудное желе из дикой мяты, перетертой с сахаром? Мятное мороженое? Или еще веселей – шоколадный батончик с мятной начинкой? Про всем знакомые жвачки иледенцы я уже не говорю. Телятина под мятным соусом – одно из важнейших блюд англо-канадской кухни. Очень рекомендую!

Одуванчики одинаковы везде. Весной их веселые желтые головки покрывают собой землю из конца в конец, забивая собой даже вечную зелень Canada Green. Эти цветы первыми пробуждаются от мороза, и словно спешат поскорее отцвести, чтобы заново повторить весь цикл. В самом деле, не успеваешь оглянуться, а воздух весь белый от пушинок, и в эти дни вельвет и бархат лучше не надевать. Замучаетесь чистить!

Что еще?

Ягоды!

Канада – ягодная страна. В первую очередь говорить нужно, конечно же, о чернике. Весна и лето – самое черничное время. Ее здесь выращивают на огромных плантациях, т.к. местная кухня потребляет чернику тоннами. Что говорить о знаменитых пирожках, которые можно купить даже в ближайшем МакДональдсе. Есть и огромные круглые пироги, закрытые или с дырочкой в середине, домашней вычечки. Есть черничный чай, черничное мороженое, черника мороженая, в сахаре, в меду, да неизвестно еще какая. Считается, что самая лучшая ягода происходит из окрестностей северного озера Сен-Жан. Уверяют, что черника там такой величины, что одной штуки хватает на пирог! Но это, конечно же, из серии местного юмора. Главный враг черничных плантаций – черный мишка, не столько даже съест, сколько потопчет. Причем зверь умный и хитрый, защищать от него черничные поля – настоящее искусство. Так и идет борьба с переменным успехом.

Клюква. Огромное количество ее растет на торфяных болотах, или опять же, на плантациях. Это зимняя ягода, на Рождество принято готовить на английский лад индюшку с клюквой или клюквенным соусом. Купить ее можно свежей или мороженой, летом клюквенный сок со льдом расходится на ура. Ежевика. Толстые ягоды очень сочны и окрашивают пальцы в фиолетово-черный цвет. Время ежевики – весна и лето. В другие сезоны купить ее можно, только тепличная… воля ваша, все-таки не то.

Ежевику едят с холодными сливками или мороженым, щедро посыпая ею горку ледяного лакомства. Но можно и просто так – кто же не дает?.. А вот сибирской брусники, голубики и облепихи здесь почему-то нет. К моему жестокому разочарованию. Наверное, тот, кто наладит бизнес по снабжению Канады этими ягодами, заработает кругленькую сумму (помните только о таможне, ввоз пищи требует особых разрешений!) Канадцы очень любят пробовать необычное, а тропическими фруктами мы все перекормлены по самое «не могу».

Что еще – грибы? Вот в чем не разбираюсь. Их здесь можно купить и свежими (как мне кажется, имеем белые, подосиновики , маслята и грузди… но лучше уточнить), мариноваными и солеными. С мясом и вареной картошечкой идет на «ура». Впрочем, сильно зависит от года. Если урожая нет, цены способны взлететь до небес.

Еще? Орехи? Миндаль. Это южные районы страны, грецкие орехи – их можно купить со скорлупой и без, цельные, рубленые, молотые. Орехи здесь любят и едят, впрочем, как и подсолнечные семечки, которые к моему удивлению, продаются без шелухи. На мой недоуменный вопрос, как получаетя подобное, один приятель пошутил: «берешь десять студентов….». Ну насчет студентов не знаю, но факт остается фактом – без шелухи! Семечки здесь лузгать не принято, подобная попытка вызывает недоуменные взгляды прохожих, которые смотрят на чудо-юдо с удивлением и непониманием. Семечки берут, как правило, к пиву, или просто в качестве легкой закуски. Есть здесь и разновидность греческих козинаков – мягкие батончики из семечек и орехов, вареных в меду. Арахис! Это главная пища местных белочек и не только.

Арахис можно купить опять же, в кожуре, без кожуры, в соли, в сахаре, в меду, в кетчупе (да-да!) Арахисовое масло сводит с ума всех новоприбывших. В начале его едят буквально килограммами, пока не привыкнут и не остановятся. Соленоватое, сладкое, мягкое как крем или с ореховыми кусочками – его мажут на хлеб, добавляют в печенье и шоколад, и само собой, кормят местных обожравшихся белок. Надо сказать, что за кусок хлеба с арахисовым маслом эти зверьки готовы на что угодно. К примеру, моя ручная белочка только так дает ветеринару себя осмотреть. Хлеб с арахисовым маслом в передние лапки, и доктор, делайте что вам угодно!... Цвет у масла светло-коричневый, как у ириса, продают его в банках с изображением счастливой белки. Очень по делу, что тут скажешь!