Готовность к войне?

На модерации Отложенный

Южный Кавказ станет для РФ последним рубежом – как в экономическом, так и в военном плане.

Как и ожидалась, встреча президентов Азербайджана и Армении 19 декабря не дала повода для информационного всплеска в СМИ. В прессу попали стандартные для карабахского вопроса тезисы.

О чем же говорили президенты тет-а-тет больше часа, остается только гадать, сожалея, что у закрытых дверей не оказалось того «шпиона», который так старательно пытался подслушать беседу Владимира Путина и Барака Обамы на форуме в Анталье.

«Во время встречи сегодня с главами двух государств федеральный советник Дидье Буркхальтер подчеркнул, что конфликт, касающийся Нагорного Карабаха, может быть урегулирован лишь в процессе последовательных переговоров», – сообщил МИД Швейцарии. 

О том, что карабахский конфликт должен быть урегулирован мирным путем, говорится всякий раз, когда эта тема выходит на первый план. Правда, в последнее время конфликт Азербайджана и Армении буквально тонет в информационном потоке то украинского кризиса, то сирийского. Но с обострением российско-турецких отношений карабахский вопрос получил шанс оказаться в топе тем, обсуждаемых мировым сообществом.

В частности, на фоне встречи президентов и после нее СМИ стали писать об обострении на линии соприкосновения войск, которое привело к человеческим жертвам. Стороны обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня. Некоторые СМИ поспешили возвестить о начале войны, однако несмотря на риск, что карабахская проблема может выйти из-под контроля, говорить сегодня о разморозке конфликта преждевременно.

Тем не менее ряд событий показывает, что такой сценарий не утопичен и вполне может воплотиться в жизнь. Достаточно тревожным выглядит поведение некоторых внешних игроков, вовлеченных в карабахский вопрос опосредованно, но в то же время способных оказать, или уже оказывающих серьезное влияние на развитие ситуации.

К войне не готовы

Многие эксперты высказывали мнение, что обострение отношений между Москвой и Анкарой может быть спроецировано на карабахский конфликт. В частности, у всех еще на слуху заявление премьер-министра Ахмета Давутоглу, который отметил, что Турция будет стремиться всеми правдами и неправдами вернуть Азербайджану земли Карабаха.

Турецкий фактор в карабахском вопросе силен. Пока отношения России и Турции не были напряженными, стороны старались сохранять баланс сил в регионе. Теперь в условиях открытой конфронтации Южный Кавказ рискует оказаться полем битвы – как экономической, так и реальной.

Турция, будучи членом НАТО, ратует за вхождение Грузии в альянс, старается укрепить свои экономические проекты в регионе и приветствует запуск новых – в частности, «Нового Шелкового пути».

Неразрешенные противоречия с Ереваном позволяют Анкаре всецело поддерживать Баку в карабахском вопросе. Кроме того, понимая опасность для России из-за открытия еще одной конфликтной зоны (помимо имеющихся Украины и Сирии), Турция может попытаться подкинуть дров в карабахский костер. Правда, с существенной оговоркой: она сама пока не готова к полномасштабным боевым действиям.

Усиление провокаций на линии соприкосновения войск – да. Но переход карабахского вопроса в войну, которая захлестнет Южный Кавказ, обрушив все имеющиеся проекты – в первую очередь, нефтегазовые, – на это ни Турция, ни Запад пойти не готовы.

Не готова к этому и Россия. Во-первых, сегодня внимание Москвы приковано к Сирии и Украине. Во-вторых, следствием этих кампаний стали серьезные проблемы в российской экономике. В-третьих, сегодня на Южном Кавказе для России сложилась не самая выгодная конфигурация.

От союзника – Армении – Россию отделяет Грузия, с которой у Москвы ряд невыясненных вопросов, в т.ч. территориальных. Кроме того, растущее социально-эконмическое негодование в Армении может плохо сказаться на властях этой республики, с которыми у России заключены определенные договоренности.

Стабилизировать ситуацию в Армении РФ пока не может. Равно как не способна предложить и Баку – своему партнеру – меры по улучшению ситуации внутри Азербайджана. 

Более того, хоть об этом и не говорят вслух, в российско-азербайджанских отношениях также пробежала турецкая тень. Не секрет, что в азербайджанском обществе сильны протурецкие настроения, которые, кстати сказать, только усилились после того, как одна из политических партий России внесла в Госдуму законопроект о введении уголовной ответственности за непризнание событий 1915 года геноцидом армян.

Эта спорная инициатива стала не только объектом для обсуждений в России, но и послужила поводом для информационной борьбы.

Как только стало известно, что азербайджанская диаспора направила председателю Государственной думы Сергею Нарышкину обращение с протестом против этого законопроекта, одно из российских СМИ выдало об этом материал под заголовком: «Новый "удар в спину": Ильхам Алиев решил показать Кремлю свою мощь».

Не бывает дыма без огня. Противостояние в прессе уходит корнями в возможное недоверие Москвы к позиции Баку. И неразрешенность этого аспекта не позволяет России в полной мере выстроить сегодня свою стратегию на Южном Кавказе.

К войне готовятся?

В то же время из-за нарастания противоречий на Южном Кавказе внешние игроки готовятся к тому, что регион может быть подвержен деструктивным процессам – в первую очередь из-за перспективы начала карабахской войны.

В частности, профессор евразийских исследований из Университета Джорджа Вашингтона Кори Велт считает карабахский конфликт угрозой и для Грузии, что требует от Запада продолжения работы с тренировочным центром НАТО, который базируется недалеко от Тбилиси.

Фактически ученый дает наметку: если дело дойдет до того, что на Южном Кавказе будут выстраиваться противоборствующие альянсы, Грузия будет вовлечена не в пророссийский.

В принципе уже сегодня видно, как ось Баку – Тбилиси – Анкара, которая долгое время работала в экономическом аспекте, теперь переходит в сферу обороны.

17 декабря в Стамбуле прошла встреча глав министерств обороны Турции, Азербайджана и Грузии, которые выступили за подписание меморандума о сотрудничестве в сфере обороны.

«В ходе встречи обсуждены вопросы в сфере обороны, безопасности и сотрудничества между вооруженными силами наших государств, развития регионального сотрудничества между тремя странами. Кроме того, в свете последних событий были рассмотрены вопросы международной и региональной повестки дня», – приводят СМИ слова главы оборонного ведомства Турции Исмета Йылмаза.

Не отстает и Россия, которая действует, как и предполагалось с самого начала, – наращивает военное присутствие в Армении. Пресс-служба Южного военного округа сообщила, что российская авиабаза Эребуни получила новую партию вертолетов: «Шесть единиц современных боевых ударных Ми-24П и транспортных Ми-8МТ вертолетов армейской авиации доставлены с военного аэродрома в Краснодарском крае».

Не исключено, что Россия рассчитывает заручиться и поддержкой Ирана, у которого за последние десятилетия сложились дружественные отношения с Арменией.