Мадрид. — Впервые за 38 лет после перехода к демократии испанцы в воскресенье легли спать, не зная, кто станет следующим председателем правительства.
Народная партия, в настоящее время находящаяся у власти, набрала более семи миллионов голосов и получила 123 депутатских мандата, потеряв при этом 63 парламентских кресла. Это означает, что абсолютного большинства (176 мандатов) ей весьма далеко. Испанская социалистическая рабочая партия (PSOE) получила всего лишь 90 мест, что является наихудшим результатом с 1997 года. Но даже при этом она будет играть свою роль в принятии решений, либо давая возможность править Народной партии, либо создав коалицию с движением Podemos («Мы можем») и националистами левого толка.
Глава PSOE Педро Санчес (Pedro Sánchez) признал, что Народная партия стала победительницей. «Испанцы заявили о начале нового политического этапа. Начинается процесс диалога, и PSOE будет защищать общегосударственные интересы в этот период», — заявил Санчес, что можно рассматривать как руку дружбы, протянутую Народной партии, при условии, что она внесет изменения в свой курс.
Нынешний председатель правительства Мариано Рахой в воскресенье вечером заявил о своем праве на то, «чтобы попытаться сформировать правительство, поскольку за его Народную партию было отдано наибольшее количество голосов», но при этом склоняется к заключению соглашений и к тому, чтобы принять во внимание пожелания проголосовавших.
Никогда ранее ни у одной партии не было так мало депутатских мандатов для формирования правительства. Новое политическое движение «Граждане» (Ciudadanos), возглавляемое каталонцем Альбертом Риверой (Albert Rivera) и позиционирующее себя как центристское, получило 40 парламентских мест, на которые очень рассчитывает Народная партия, но и их недостаточно для достижения абсолютного большинства.
При втором голосовании PSOE должна воздержаться для того, чтобы Народная партия осталась у власти. Явка на выборы превысила 72%.
Успех движения Podemos, которое родилось всего лишь два года назад и впервые участвует во всеобщих выборах, знаменует собой своеобразную веху в развитии демократии в Европе и в Испании. Оно привлекло голоса молодежи и несколько умерило свой первоначальный тон. Многим по душе пришелся его призыв к тому, чтобы вытеснит из политической жизни «старых правых».
«Сегодня родилась новая Испания, Испания, которая положит конец действующей политической системе и требует нового договора о территориальном делении», — заявил его лидер Пабло Иглесиас (Pablo Iglesias). Этот вузовский преподаватель возглавил движение Podemos, вобравшего в себя энергию Движения 15 Мая. Его также называли Движением возмущенных, поскольку оно выступало против мер жесткой экономии.
Иглесиас выступил за конституционную защиту социальных прав, в частности, права на достойное жилье, образование и здравоохранение, а также реформирование закона о выборах. В этом вопросе его позиция совпала с позицией Риверы и Альберто Гарсона (Alberto Garzón), лидера Объединенных левых (2 места) и наиболее молодого (29 лет) претендента на кресло председателя правительства.
Союз между PSOE и Podemos может дать обеим силам 159 депутатских мандатов, но это далеко от абсолютного большинства. Чтобы добиться его, им нужно объединиться с левыми националистами вроде Ezquerra (девять мест). PSOE имеет разногласия с Podemos и Esquerra по вопросу территориальной целостности страны, особенно в том, что касается Каталонии.
Парламент, образовавшийся в результате таких выборов, будет самым раздробленным в истории демократии. Сумма голосов двух основных партий, поочередно сменявших друг друга у власти — Народной партии и PSOE —, лишь слегка превышает 50%. В 2011 году он достигал 73%. Сейчас их несколько потеснили вновь возникшие левые и центристские силы: Podemos с 69 мандатами и Ciudadanos с 40 мандатами, соответственно. Но Народная партия и PSOE могут сохранить свои позиции, если станут прислушиваться к голосам избирателей.
Гамма вариантов была столь широка, что эксперты выдвигали самые разнообразные прогнозы: от представителя Народной партии в качестве главы правительства до блока левых сил, возглавляемого социалистом Санчесом (Sánchez), или даже созыв новых выборов в двухмесячный срок, если не удастся сформировать стабильное правительство. Лидеров партий, намеренных предложить кандидатуры на пост главы правительства, должен пригласить к себе на встречу король.
В связи со множеством различных комбинаций соглашений и альянсов между партиями многие назвали вечер воскресенья «временем судоку». Но заместитель главного редактора газеты Tiempo, Алваро Ньето (Álvaro Nieto) склоняется к предположению о тактическом союзе между двумя главными партиями.
«PSOE будет играть в стабильность. Эта партия не будет ставить никаких экспериментов и сближаться с левыми и националистами. Их позиции по вопросу Каталонии слишком отличаются, а Санчес, в отличие от предшественников, не контролирует свою партию», — отметил Ньето.
Он также указал на то, что Народная партия сохраняет абсолютное большинство в Сенате (121 сенатор из 208), что помогает держать под контролем процесс законотворчества. Любая конституционная реформа, которую требуют в первую очередь новые партии, требует активного участия Народной партии.
Ньето предположил, что договоренность с PSOE будет подписана с кандидатом на должность главы исполнительной власти, но не с Мариано Рахоем. Им могла бы стать заместитель председателя правительства Сорайя Саэнс де Сантамария (Soraya Sáenz de Santamaría) или иная компромиссная фигура. Сантамария недавно сказала, что приближается момент, когда во главе правительства Испании встанет женщина, а в ходе предвыборной кампании Народной партии на ее плакатах были изображены Рахой и Сорайя Саэнс де Сантамария.
То обстоятельство, что испанцы до сих пор не знают, кто возглавит правительство, вовсе не являясь признаком неуправляемости страны, сближает их с политикой соглашений, которую проводят их европейские соседи, поскольку по форме правления Испания не является президентской страной.
Как считает Алваро Имбернон (Álvaro Imbernón), научный сотрудник Центра экономики и глобальной геополитики при Высшей школе администрирования и управления предприятиями (ESADEgeo), «мы жили в иллюзии, не отражавшей реальной жизни общества, которое более склонно к плюрализму и подобным соглашениям».
По мнению Имбернон, в 2011 году избиратели заставили расплатиться за кризис PSOE, то есть, оппозиционную партию. Сейчас избиратели отреагировали на произошедшие изменения и требуют «проведения политики в контексте европейского кризиса. Мы привыкли к европейским темпам, предполагающим большую раздробленность и поляризацию. Испания такая же, как и остальные страны Европы».
Комментарии