....НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ОЛЬГЕ КУЧКИНОЙ НАПИСАННЫХ К ЕЕ ВЕЧЕРУ В ЛИТЕРАТУРНОМ МУЗЕЕ В 2003 г.
Мне хотелось бы, чтобы присутствующие серьезно отнеслись к моим словам об Ольге Кучкиной. Вначале поэтому я расскажу немного о себе, приведу несколько практических примеров из жизни, из которых можно решать стоит ли доверять моим словам и вообще, и когда я говорю об Ольге Кучкиной. А-то скажут: а кто он такой, чтобы стоять здесь и чего-то рассказывать?
Примеры эти к тому же и забавные, так что можно соединить приятное с полезным.
Однажды я услышал по радио, что в стране большие потери металла на водопроводных трубах. Как человек чувствительный я тот час стал ломать голову, как спасти Отечество. Поломав голову, я пришел к мысли, что надо трубы делать очень тонкими, но двойными. Я стал звонить моим друзьям кандидатам наук, но они скептически меня выслушали, и некоторые даже посмеялись в лицо нахальным кандидатским смехом. Лет через двадцать или десять я листал журнал «Знание сила» и вдруг читаю об этом чудесном явлении, уже описанном неким дореволюционным ученым 100 лет назад. Каково было мое удивление и моей прозорливости и тупости моих друзей.
А другой раз я придумал на ходу, в беседе с одной приятельницей (кстати талантливейшей поэтесссы из России, теперь она в Канаде – Еленой Коц-Косенко), так вот придумал автомобиль с дополнительным горизонтальным относительно земли маховиком, видимо речь зашла о катастрофах на дороге, утверждая, что такой автомобиль не может упасть ни в пропасть, ни с моста в реку и т.д.
И точно через двадцать лет я это увидел по телевизору в опытах какого-то ученого японца.
И последний пример из области искусства. Тщеславие и любопытство меня толкали в разные жанры деятельности, но лень не позволяла учиться, а хотелось сразу сливки собирать. И я больше доверял своей лености, чем нравоучениям со всех сторон. И по десять часов позволял себе сидеть за роялем и никогда ни одной минуты не тратить на чтение учебников по технике и теории. И через пять лет мне попалось в письмах Чайковского предисловие его к учебнику. Я прочитал это предисловие из-за любопытства, так он там писал, что музыканту «аккорды надо подбирать согласно своему вкусу и чувству, а если он не верит в свои силы, то лучшим помощником ему будет учебник по гармонии…» т.е. оказалось, что я прав.
Надеюсь, что после такого предисловия вы будете более доверять моим словам об Ольге Кучкиной. Мне кажется, что я опять буду прав.
Ольга Кучкина с грехом пополам вписывается в общее лоно современной поэзии. И в этом не ее слабость, а ее достоинство. Да и так было наверно всегда, просто мы не жили всегда, мы живем всегда короткий отрезок эпохи и не всегда видим, что же было на всем пути человечества день за днем и век за веком. День за днем еще туда-сюда… а век за веком мы видим чаще результат, а не процесс.
Во времена Ван-Гога было много преуспевающих профессоров, которые заполняли стены салонов, заказчики стояли к ним толпами, и они умирали в роскоши, которая их навеки погребла, оказавшись на поверку трухой и опилками. Но бедный Ван-Гог, для которого проблемой была тарелка супа,* сумел за всю жизнь продать только одну картину за гроши. Но теперь это самый дорогой художник в мире. Увы, имена, которые жуют часто современники, забываются человечеством, а те имена, на которых они пренебрежительно спотыкались или просто их не знали - сияют.
Есть все признаки отнести Кучкину к тем стихам, что перешагнут в будущее и там будут счастливее: она не гонится за внешней изящностью, за гладкостью, она не боится быть странной, она своенравна и верна своим порывам души, чувства и мысли, а не порывам украсить стихотворение, и наконец, она не понаслышке знает что такое любовь к человечеству и отчеству.
Многие поэты, сделавшие своей хлебной профессией патриотизм, и став классиками жанра, так и не знают, что это такое. И как говорил Достоевский, они достигают обратного результата.** Помните, поговорку, о последнем прибежище негодяя? Кучкина счастливо перемешала любовь к себе с любовью к миру и его обитателям.
А секрет-то прост. Он прост, но не всякому по карману. Всякому ли на свете по карману носиться с чем-то эфемерным? Но вот как раз такое эфемерное и практически, казалось бы, бесполезное чувство как любовь и определяет бессмертие. Как сказал об этом Пушкин «…и нет истины, где нет любви».
-=-
|
Комментарии