Еще один рассказ о Сталине
В канун годовщины Победы вспомнилась одна давняя история, случившаяся со мной более тридцати лет назад. История крайне интересная, только …если это правда. Впрочем, вы сами поймете, что к чему.
Итак, лето 197… года. Вечер. Иду в Ростове по Большой Садовой, которая тогда еще была улицей Энгельса, и вдруг встречаю давнишнего приятеля по литобъединению – Сашу Григорьева, которого не видел много лет. Для нас обоих эта встреча – хороший повод выпить. Поскольку мы встретились неподалеку от его дома, решение принимается мгновенно – покупаем в магазине бутылку водки и направляемся к нему. За разговорами прошло часа два. Когда возникла острая потребность добавить градусов в желудок, с ужасом обнаруживаем, что уже восемь часов и, значит, винные отделы в магазинах закрылись. А потребность растет. И тут Саша издает что-то вроде боевого вопля Чинганчука:
- Да есть же выпивка! Авось, жена меня не убьет.
Он лезет в кладовку и достает какую-то странную бутылку с мутной жидкостью, в которой плавает …человечек. Хотя я отродясь не видел ничего подобного, книжная память подсказывает: это женьшень.
- На спирту?
- На спирту. Бутылке больше полувека. Осталась от деда-геолога.
- Санька, но это же …целое состояние. И …термоядерная бомба для сердца. Его же пипеткой нужно употреблять, а не стаканами.
- А нехай, не будем пить до конца.
Бутылку мы, разумеется, выпили до дна.
После этого сон пропал совершенно, хотя уже была глубокая ночь.
И тут Санька сказал:
- А хочешь, я тебе расскажу, как дед несколько раз встречался со Сталиным? Вернее, почитаю его дневник.
- Разумеется, хочу.
Чтение было долгим. Передаю то, что помню спустя годы.
Итак, дед Сашки был известным в стране ученым, эконом- географом, то есть специалистом по размещению производственных мощностей в зависимости от природных ископаемых того или иного региона. Был, можно сказать, светилом.
Кажется, в 1937-м его арестовали. Что инкриминировали, сколько дали – я уже не помню. Короче, дед попал на лесоповал и просидел в лагере до осени 1941-го года. И тут…
Вдруг его срочно снимают с просеки, приводят в управление лагеря, моют, одевают в давно забытый цивильный костюм и везут на ближайший аэродром. В самолете он был один. Через какое-то время дед понял по ориентирам на земле, что его везут в Москву – всё-таки географ.
В Москве – глубокая ночь. Ученого уже ждет машина. И его везут …в Кремль. Только когда он увидел Поскребышева, то понял, кто его вызвал.
- Подождите, товарищ Григорьев. Сейчас Иосиф Виссарионович освободится, - мягко говорит Поскребышев.
Входит, ноги не держат. Сталин ему кивает на стул, мол, садись, и тут же задает фантастический вопрос:
- Вам, не надоело, товарищ Григорьев, прохлаждаться, когда Родина напрягает последние силы в борьбе с ненавистным врагом?
Он выдавил из себя:
- Надоело, товарищ Сталин…
- Ну, и отлично. Как вы думаете, мы сможем развернуть эвакуированную промышленность на Урале и в Западной Сибири?
- Я не в курсе, товарищ Сталин, что эвакуировано.
- А я вам расскажу. – Сталин подходит к карте.
Разговор долгий. Генсек внимательно слушает его оценку промышленности Урала. В конце Сталин суммирует:
- Так, справимся, товарищ Григорьев?
- Безусловно, справимся.
- Ну, идите, работайте.
- Где, товарищ Сталин?
- В Куйбышеве. Туда эвакуирован ваш институт.
Летом 1942-го, уже после харьковского котла, Григорьев читал лекцию в институте. Практически весь контингент слушателей состоял из раненых и комиссованных красных командиров. В этот день случилось ЧП. Один из слушателей вдруг задал вопрос:
- Товарищ Григорьев, а мы выиграем войну или проиграем?
Григорьев написал в дневнике: «Безусловно, я должен был вызвать часового, стоявшего за дверью, и арестовать слушателя – провокатора или паникера».
Вместо этого Григорьев подошел к карте и стал подробно объяснять, почему Красная Армия войну выиграет. Даже сказал большее:
- Товарищ курсант, судьба войны уже практически предрешена. Нам удалось перебросить промышленность на восток и теперь у нас и наших союзников больше природных и людских ресурсов, чем у Германии и всех её союзников. Производство техники, оружия и боеприпасов с каждым месяцем растет. Мы победим.
Вечером ТОГО ЖЕ дня повторилась история осени. Григорьева сажают на самолет и поздней ночью он в кабинете Сталина. За столом – вся Ставка Верховного Главнокомандования.
Сталин расхаживает по кабинету, попыхивая трубкой, и вдруг говорит:
- Товарищ Григорьев, вы СЕГОДНЯ очень доступно объяснили студентам в Куйбышеве, почему мы выиграем эту войну, а не проиграем. Повторите, пожалуйста, свой рассказ товарищам генералам. А то тут некоторые товарищи генералы сомневаются, что мы выиграем войну. Возьмите указку.
…Третья встреча со Сталиным была у Григорьева в конце 44-го или начале 45-го года, когда нашей разведке стало ясно, что создание атомной бомбы американцами вступило в заключающую фазу. На совещании главным было: как обеспечить советских разработчиков атомной бомбы, об устройстве которой уже было общее представление, необходимым количеством обогащенного урана. Сталин задал Григорьеву вопрос: сможем ли?
Ученый смутился:
- Товарищ Сталин, нам придется отключить энергообеспечение городов едва ли не всей Сибири.
Сталин пожал плечами:
- Значит, отключим. Другого выхода-то нет…
Под утро нас с Санькой уже трясло от выпитого элексира жизни. Мы дождались открытия магазина и купили бутылку коньяка, который тогда продавался раньше другого спиртного. Когда часом позже я садился в автобус, чтобы поехать домой, со мной случилось нечто совершенно странное. Опьянения я не чувствовал, зато мог усилием воли зрительно придвигать к себе далекие предметы, например, придвинул и рассмотрел лепнину на фасаде дома с другой стороны улицы. А потом началась ломка. Мне казалось, что я умираю тут же, в автобусе… Еле дошел до подъезда.
Теперь о том, почему я сказал «…если это правда». Мне 62 года. Большинство моих друзей молодости, увы, уже на том свете. Сейчас мужики живут мало. Разыскивать Сашку мне элементарно страшно. Жив он или нет, я не знаю, хотя если жив, то мы живем в одном городе. И, скорее всего, и сегодня пьет по-черному. Наконец, другой фактор: Григорьев талантливый поэт и этот дневник, который я видел 30 лет назад, вполне мог …насочинять сам. Правда, в те времена Сталин мало кого интересовал.
Перед написанием этого материала я полазил по интернету и действительно обнаружил в нем …около десятка специалистов по экономической географии с фамилией Григорьев. С досадой понял, что вычленить из них нужного мне ученого никак невозможно. Слишком уж фамилия распространенная. Если кого-то заинтересовал мой рассказ, ищите моего знакомого. Он взял себе вычурный псевдоним - Агатов . Город Ростов-на-Дону.
Комментарии
Как быть Евгению,как утвердить себя?
И тут пришел на помощь человечек,
В бутылке мутного зловонного питья.
Возликовал Касьяненко,и снова,
В потоке безграничного вранья,
Вождя он любит,как отца родного,
И вешает лапшу нам из рванья!!!
Валяйте.
"Служил Гаврила дровосеком..."
Не надо преувеличивать.
Эвакуировать удалось менее 20% промышленных предприятий.
Многие были взорваны перед входом немцев.
И станки вдоль железной дороги на Украине валялись до 1942 года.
Сейчас мерзавцем крепким стал.
Хочу я, чтобы на том ли свете иль на этом
Бог эту гадость покарал.
Сейчас мерзавцем крепким стал.
Хочу я, чтоб на том ли свете иль на этом
Бог эту гадость покарал.
Он Вашей сущности созвучен,
Жаль,что язык родной замучен:
Он Вами в школе не изучен!!!
(учился я всегда на пять).
Язык учил людей не мучить,
всегда любить их и не врать.
Привет, землячка. Мой дядька тоже работал на Таг. авиационном заводе начальником центр. лаборатории.
Мочил живагу правду матку прямо в лоб
Мол был упырь и на было такого
Дня чтоб он собака русский пипл не на*б!
Сегодня мол мы все чвабоды люди
И Запад с умиленно зрит на нас
Но хочется нам чтоб в Кремль на ероплане
Для дела так же вызвали кого нибудь из нас.
Поскребышев записал поминутно, всю войну: "кто", "когда зашел", "когда вышел"...
http://ru.wikisource.org/wiki/Журнал посещений Сталина
Я проверил с июля 1941 по декабрь 1942 - нет ни одного Григорьева. Так что, возможно, друг сфальсифицировал дневник. Или фамилия деда была не Григорьев - такое могло тоже быть.
Страну сгубил не Сталин, страну сгубила идея о том, что можно общество развивать революционно.
Сталин - обычный гений, которого нашло и выдвинуло время. Могло и хуже быть... Троцкий, напрмер.
И этот выдвиженец - еще раз, плоских и серых личностей не было среди революционеров - этот выдвиженец стал диктатором, Наполеон отдыхал...
Только не забывайте - диктатора рождает рабское общество ! Беда России... страна рабов...
Петр поднял Россию на дыбы - Сталин поднял Россию на дыбу !
Как готовил он Мировую войну - продавая кровь и кости русских мужиков, и покупая заводы, так и выиграл ее - залив кровью и завалив костями сначала свою страну, а потом - и пол Европы.
Гений ? ..Можно и так сказать.. Только Россию он убил. Ради сиюминутных, с точки зрения Истории, побед.
Убил Россию, добросовестно заблуждаясь, будучи фанатиком Мировой Революции.
В отличие от нынешних...
И если, ЕСЛИ найдется снова гений на Руси... ему нужно перво-наперво организовать, медленно и плавно, гражданское общество...
И холить его и лелеять его будет не он, а вся история... триста лет...
И никто не знает, что и когда вырастет....
генералы у него не верили
блин
нету печатных слов
посоветовать могу
- меньше пить
Лично зная талантливого ростовского поэта А.Григорьева, могу подтвердить, что также слышал от него сокращенную версию этого рассказа. Надеюсь, что Александр жив, и дай ему Бог здоровья. Рассказ его, с одной стороны, правдоподобен, с другой стороны, Григорьев, как все поэты, - существо несколько восторженное и способное на неточности и преувеличения.
Во что я безоговорочно верю:
- в реплику "Не надоело ли вам прохлаждаться" (подтверждается другими источниками);
- в то, что Сталин распорядился найти и освободить, не интересуясь, за что был осужден, справедливо ли и проч.: его это не интересовало, он знал, что обвинения - лживы (также подтверждается источниками: он вычеркивал фамилии из расстрельных списков, не наводя справок, в чем суть обвинения, признал ли человек себя виновным, прекрасно зная, что обвинения лживы или сильно раздуты).
Сомневаться в нем ,может лишь мерзавец. Это правда. Я много слышал подобных рассказов . Правда о Сталине лишь две. Слышал и о Жукове и о Рокосовском и Тимощенко .Какие это были истории . И смешные и грустные .Несколько из них до сих пор рассказывать не имею права. Меня в этих рассказах больше всего подкупала честность и наивность этих людей чистая и светлая. И врать они не умели .
Вот читаешь здесь умные комментарии ,а ведь вранье враньем . Многие стесняются писать правду .