У России-НАТО – план, у Прибалтики – дурь
НАТО впору переименовывать в «Североатлантический мезальянс». После того, как крепкая военная семья «удочерила» Прибалтику, там начались «непонятки» и даже склоки. Полные житейского опыта тетушки Франция с Германией вместе с хитроумным дядюшкой Сэмом уверены: даже с Россией можно и нужно договариваться. А вот приемные «сестры меньшие» так не считают, и, несмотря на встречный ветер, все норовят плюнуть в нашу сторону. Вдруг России надоест сносить выходки соседей по коммунальной Европе, и она ответит не больно, но сильно… Тут-то три девицы – Литва, Латвия и Эстония – под Балтийским окном и заверещат: «Караул, маленьких обижают!». Чем не повод для драки?
Попытки разыграть подобный сценарий в новейшей истории уже были. Грузинский мальчик Миша тоже любил задирать соседей, а когда ему дали сдачи, побежал за помощью, закусив галстук. Только более мудрые старшие товарищи предпочли не вмешиваться. Мишу, конечно, пожалели, дали денег на новые военные игрушки, но рисковать собственным здоровьем поостереглись. А позже вообще позвали его обидчиков (Россию то бишь) за один стол, отведать брюссельской капусты. А потом еще раз позвали – на второе после российско-грузинского конфликта 2008 года заседание Совета Россия – НАТО, причем на уровне начальников генеральных штабов.
Начальники посовещались и решили: как здорово, что все мы здесь, в Брюсселе, собрались. Значит, будем опять дружить штабами. Тут же набросали план дружбы на текущий год. Совместных дел теперь много: общие маневры, встречи военных экспертов, семинары по четырем основным направлениям: антитеррор, борьба с пиратством, логистическая поддержка и поисково-спасательные операции на море. В общем, учиться, учиться и еще два раза учиться.
Правда, не все рвутся за одну парту. Наш постоянный человек в НАТО Дмитрий Рогозин объяснил «Голосу России» (радио такое), почему: «Причина в том, что в НАТО существует достаточно устойчивая группа стран, которые не хотят никакой перезагрузки отношений с Россией, не хотят реагировать на предложения Москвы, направленные на создание более устойчивых правил поведения государств на Европейском континенте.
Прежде всего это – прибалтийские государства. И они продемонстрировали свое нежелание идти на диалог, попытались резко сузить круг вопросов, которые подпадают под военное сотрудничество между Россией и НАТО».
С другой стороны, Дмитрий Рогозин отметил, что вес этих государств, в силу ничтожности их вооруженных сил, невелик. Разумеется, они могут пользоваться правом вето (мал клоп, да вонюч), блокируя важные для всех остальных решения. Однако европейские гиганты – Франция, Германия, а также США, заинтересованные в нормальных взаимоотношениях с Россией, способны образумить «карликов».
Впрочем, воспитание «малышей» – это уже сугубо внутреннее дело семейки НАТО. Нас больше интересует, ПРОтив кого в Европе оборону строят. Генеральный секретарь Североатлантического пока еще альянса Андерс Фог Расмуссен дал исчерпывающий ответ: против растущей ракетной угрозы. И пока она (угроза) окончательно не выросла, надо срочно потратить €200 млн на создание европейского щита, который прикроет 28 стран. Россия, если захочет, тоже может спрятаться. «Но скажу: НАТО пока не имеет ЧЕТКОГО ОТВЕТА России о готовности сотрудничать по совместной системе противоракетной обороны», – сказал, как и обещал, Андерс Фог Расмуссен.
У «сказочника» Андерса проблемы то ли с пониманием, то ли со слухом. Три года назад тогда еще президент Владимир Путин уже предлагал «дружить радарами», т. е. использовать Габалинскую РЛС и станцию по предупреждению ракетных пусков в Армавире на общее антиракетное благо. Кроме того, предполагалось создать в Брюсселе и Москве специальные «тревожные» центры.
У генсека НАТО, по-видимому, весьма расплывчатые представления о «четком ответе». Придется повторить, чтобы дошло.
Комментарии