Ценой на нефть манипулируют США, а не рынок

На модерации Отложенный

Цена на нефть продолжает оставаться основным вопросом экономического развития государств и основной политической темой. Естественно, всех волнует, какая же, собственно, динамика цен будет дальше. Любопытно, что у нас одни решения вызывают бурю эмоций, хотя они не так значимы для рынка, а вот другие решения оказываются совершенно незамеченными.

 

Что же влияет на нефтяные цены, и почему цена на нефть сейчас падает? Есть две группы объясняющих теорий. Первая группа – назовем ее «рыночная» — объясняет происходящее ситуацией на рынке товарной нефти, то есть колебаниями спроса и предложения. Вторая группа говорит, что доминирующим является монетарный фактор, а именно количество денег, которые крутятся на рынке нефтяных фьючерсов.

Если исходить из первой теории, то самой популярной объяснительной моделью является та, что утверждает, будто Соединенные Штаты благодаря сланцевой революции резко нарастили производство нефти и эта нефть стала фактором, спускающим нефтяные цены. Речь идет о том, что в мире произошло перепроизводство нефти, называют цифры в 2-3 млн баррелей в сутки. Откуда взялись данные, совершенно не ясно, но цифры повторяют, как мантру. Действительно, США активно начали производство сланцевой нефти, и вообще производство в Штатах за последние пять лет выросло в полтора раза. Это очень серьезные цифры. США уже наступают на пятки нам и Саудовской Аравии. В мире появилась такая большая тройка нефтедобывающих государств, а все остальные очень прилично отстают.

Когда я сказал, что одна новость произвела у нас фурор, я имел в виду сообщение о снятии Белым домом запрета на экспорт нефти. Но если разобраться, эта новость не должна была вызвать фурор. Все восприняли это как продолжение триумфа сланцевой революции и фактически начали говорить, что США вот прямо сейчас начнут массовый экспорт нефти. Кстати, это касается и некоторых американских политиков, заявивших, что они зальют рынок мира нефтью. В реальности это в чистом виде глупость. Давайте посмотрим на общий баланс добычи и потребления нефти в США, и мы увидим удивительную вещь: Соединенные Штаты являются вторыми в мире импортерами нефти. А до лета 2015 года были первыми. Зададимся вопросом: как может второй в мире импортер нефти залить рынок мира этой самой нефтью? В самом-то деле, снятие запрета на экспорт означает просто изменение логистических цепочек. Это объясняется просто. Да, сланцевая нефть имеет другое качество, и американские в основном нефтеперерабатывающие заводы не были под нее настроены. И теперь оказалось выгодно брать нефть в большем количестве из других, в том числе, стран, а свою нефть отправлять на экспорт. Многие сорта сланцевой нефти просто не подходят для американских заводов, и маржа переработки этой нефти оказывается ниже. Нефть является мировым глобальным товаром. Надо смотреть ситуацию по миру в целом. Если Соединенные Штаты начнут экспорт нефти, это означает, что они увеличат ее импорт, и в целом в мире ничего не поменяется. То есть разрешение на экспорт ничего не означает с точки зрения ситуации на мировом рынке нефти.

Если, конечно, не учесть фактор роста добычи в США. Если бы рост добычи продолжался, вот тогда мы могли бы говорить об изменении рыночной ситуации. А в Штатах с лета отмечается падение добычи нефти. И, по оценкам западных же экспертов, сейчас идет выбытие 300-400 тысяч баррелей в сутки в сланцевой добыче. США сокращают добычу. Я сразу же задаю вопрос: «Ребята, если вы говорите, что рыночные теории работают и нефть падает, потому что США наращивают добычу сланцевой нефти, объясните, почему они с лета эту добычу снижают, а цена резко идет вниз?» Никто объяснить не может. Так же как я все время спрашиваю, почему в январе 2015 года цена выросла на 30 %?
Что-то поменялось на рынке? Нет, ничего не поменялось. Внятных объяснений я так и не услышал. Это означает, что, конечно, рыночный фактор – это здорово, но, наверное, действуют какие-то и нерыночные факторы, а именно монетарные.

И вот здесь как раз почему-то очень мало кто связывает решение ФРС о повышении ключевой ставки с нефтяным рынком. Хотя связь-то очевидна. В этом и кроется объяснение тому, что происходит сейчас с нефтью. Почему нефть падает в последнее время? Да потому что монетарная власть Соединенных Штатов — Федеральная резервная система делает все, чтобы увеличить курс доллара и поднять доходность американских облигаций. И основным решением, конечно, является повышение ключевой ставки. Чего рынок ждал, естественно, потому что эту тему разгоняли загодя. Под это решение нефть и падала. И будет падать дальше в ближайшее время.

Что происходит с повышением ключевой ставки? Растет стоимость доллара, растет доходность американских облигаций, деньги забирают с рынка фьючерсов, и все американские компании переводят деньги в кэш и в облигации. То есть доллар стал выгодным товаром. Выгоднее доллары приобретать сейчас и хранить под подушкой. То есть все в кэше держат на счетах, рассчитывая на повышение стоимости доллара. Вот и всё. В этом плане, конечно, падение цены нефти в ближайшие недели в общем-то заложено.

Вот как раз на это и надо обратить большее внимание, а вовсе не на ситуацию на рынке товарной нефти.

Теперь ключевой вопрос: что будет дальше? Моя теория заключается в том, что сейчас цена на нефть пойдет вниз, но дальше нас ждет период очень сильной волатильности, когда цена будет скакать вверх-вниз. Если бы исходили из рыночной теории, мы должны были бы уже предполагать стабильный рост цен на нефть. Дело в том, что производство сланцевой нефти в США очень быстро реагирует на цену. Цена уйдет сейчас за 30 долларов вниз, проекты начнут схлопываться. Значит, предложение сокращается. По рыночной теории, цена начнет расти. Это если теория работает. Но поскольку, как я уже сказал, рыночный фактор не основной, то надо подумать о других обстоятельствах, а именно о позиции Соединенных Штатов по этому вопросу.

С одной стороны, мы можем аккуратно предположить, что США исходят из необходимости наказания Российской Федерации. Чем лучше всего наказать Россию? Конечно, дешевой нефтью. Значит, по идее, цена должна оставаться низкой. Но, наказывая Россию, они наказывают и себя, потому что собственные производители сланца начинают разоряться. Извините, это индустрия, в которой заняты не просто десятки или сотни человек. В нефтегазовой индустрии Соединенных Штатов занято более десяти миллионов. Вы не можете просто так взять и пустить ее под нож, да еще накануне президентских выборов, которые состоятся, напомню, в ноябре 2016 года. Этим дело не исчерпывается. Рост собственной добычи нефти в США означает ослабление их зависимости от арабских производителей. Что очень важно в контексте войны на Ближнем Востоке. Но и это еще не все. Дешевая нефть – лучший подарок Китаю. Это тоже игнорировать нельзя. Поэтому на самом деле Соединенные Штаты должны будут действовать следующим образом: с одной стороны, им надо наказывать Россию, а с другой стороны, периодически давать возможность собственным сланцевым компаниям «продышаться». Скачки цен – повышение – это как будто всплытие. Цены повысили – компании «всплыли», «продышались», и можно снова опускать цены, чтобы наказать Россию.

Поэтому, думаю, нас ждет очень «веселый» год с точки зрения нефтяных цен, которые будут сильно колебаться.
 

Константин Симонов