Война против Победы
До 90% граждан России рассматривают 9 Мая, День Победы как главный общественно-политический праздник страны. Эта дата сакральна – как символ самого большого подвига народов исторической России. Да и вообще самого большого подвига в истории.
И самого большого не только в плане проявленного героизма, но и по значению в человеческой истории. День, когда народ и его страна спасли человечество и мировую цивилизацию. В позитивном его восприятии сходятся и подавляющее большинство граждан, и все ведущие идейно-политические силы страны. Победа противостоящей стороны означала бы катастрофу для всего человечества.
Но именно потому эта Победа становится объектом информационных атак со стороны тех, кто сочувствует побежденной стороне, и многих из тех, кто не может избавится от неприязни к главному победителю – СССР, как носителю левой идеи, в силу неприязни к его социально-политическому строю, а также тех, кто испытывает неприязнь к современной России.
Среди тех, кто не может простить России/СССР того, что она 65 лет назад остановила и уничтожила фашизм, достаточно много людей, считающихся гражданами нашей страны.
90% объединяемых сакральностью Победы и пиететом по отношению к ней – это еще не все 100%.
Атаки на роль СССР в Победе идут постоянно и по широкому спектру: от попыток обвинить победителя в тех или иных преступлениях, до отрицания его ведущей роли в Победе. От демонизации руководителей СССР, возглавивших антифашистскую борьбу, до уверений о том, что Победа была пирровой и достигнута неимоверной, недопустимой ценой. От постоянного оскорбления и принижения тех, кто завоевал Победу, до уверений о том, что "лучше было бы, если бы победил Гитлер".
Даже при том, что значимость этой даты не подвергается сомнению современной властью, предельно чуждой идеологии тех, кто защищал тогда страну, в России абсолютно легально издаются материалы, прославляющие и героизирующие коллаборационистов, власовцев и их руководителя.
Что удивляться героизации в Прибалтике местных эсэсовцев, а на Украине – бендеровцев, если в России допускается прославление РОА, а оправдание предательства генерала Власова не считается уголовным преступлением.
В обществе постмодерна победы недостаточно завоевывать. Их нужно постоянно отстаивать. В том числе информационно. Специфика современного общества заключается в том, что стал возможен массовый выброс информации в социум, и человек, не имеющий навыка оценивать подобные информационные потоки, начинает верить в те трактовки, которые чаще звучат в информационном пространстве. Оценку любого исторического события можно поменять не за счет ознакомления людей с теми или иными подлинными обстоятельствами дела, а за счет активного эмоционального повторения иных, совершенно произвольных оценок.
Более года назад был поставлен вопрос об уголовном наказании за публичные попытки отрицания или умаления роли СССР в Победе над фашизмом. Законопроект начал разрабатываться – и стал ходить по кругу. Обещалось, что он будет принять еще к прошлому празднованию Дня Победы.
Однако сегодня уже ясно, что он не будет принят даже к ее 65-летию.
Дело, прежде всего, не в противодействии попыткам возрождения нацизма – дело в защите роли страны в победе над фашизмом, защите памяти тех, кто завоевал Победу и руководил борьбой за ее достижение. Говоря словами Владимира Путина: "Никто сегодня не вправе бросить камень в адрес тех, кто возглавлял в нашей стране борьбу по отражению фашистской агрессии".
Год назад президент Медведев создал Комиссию по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России. С самого начала даже это вызвало мощное информационное противодействие. Особое неприятие вызвало то, что она направлена "против нанесения ущерба России". Хотя, понятно, что государство может включаться в трактовку истории именно в той степени, в которой ее фальсификация наносит ущерб этому государству – остальным должна заниматься академическая наука и научная общественность.
По официальным данным, комиссия за год провела два заседания: 28 августа 2009 года и 19 января 2010 года. На первом был заслушан доклад о состоянии исторического образования в России (что, бесспорно, важно). Правда, судить о каких-либо конкретных решениях по этому поводу оснований нет. Вся информация о втором заседании исчерпывается несколькими положениями выступления председателя комиссии.
В этих заявлениях все верно, но так и остается непонятным, чем реально занимается комиссия. По словам некоторых ее членов, они "договорились вести работу каждый на своем месте".
Реально эта работа, работа по защите сакральных моментов памяти страны, противодействию фальсификации ее истории не может осуществляться в режиме проведения двух заседаний в год.
Она требует трех звеньев:
– сильного аналитического центра, отслеживающего те или иные угрозы стране в этом направлении, обеспечивающего их отражение, разработку системы контрдоводов и опровержений.
– координационной структуры, на постоянной основе обеспечивающей единство действий различных административных и информационных органов страны.
– инструментов воздействия на информационное пространство, создания благоприятного образа истории России в глазах как ее собственных граждан, так и жителей других стран.
Нужно адекватно понимать и принимать следующую простую реальность: против России сегодня ведется информационная война. Именно против сегодняшней России, а не против прежнего СССР. Атаки на те или иные стороны СССР – это атаки не на его прошлое устройство, а на нынешнюю Россию, которой пытаются привить комплекс вины за ее прошлое, хотя у нее значительно больше оснований им гордиться.
Одно из главных направлений ударов – Великая Победа, роль СССР в разгроме фашизма, когда так или иначе пытаются умалить его как спасителя человеческой цивилизации.
А отражать информационную агрессию нужно также организованно и серьезно, как и любую другую агрессию.
Комментарии