Военная армада против деревянных шлюпок

Вооруженная охрана на борту кораблей намного эффективнее и дешевле, чем армада миротворческих сил в Индийском океане

Сегодня российские военные освободили танкер «Московский университет» компании «Новошип», экипаж жив и здоров, пираты задержаны. Значит, все соответствовало действительности: экипаж сумел отсидеться в машинном отделении до подхода военных. Экипаж и капитана можно поздравить, они здорово и качественно отработали. Это говорит о том, что они заранее готовились к событиям такого рода – к возможности захвата пиратами. Потому что это не так просто, как кажется, – в течение короткого времени собрать весь экипаж в безопасном месте.

Как могла развиваться обстановка? Моряки видят, что их танкер атакуют пираты, капитан дает распоряжение экипажу: всем, кроме самых необходимых людей для обеспечения движения судна, спуститься в машинное отделение, взяв с собой продовольствие и воду. На мостике же остаются капитан и штурман, чтобы первое время держать судно на плаву. Это распространенная уже практика, ведь капитан несет ответственность за моряков. Пираты же стреляют от бедра, веером и куда придется. Зачем нужно, чтобы шальная пуля кого-то убивала? Поэтому при нападении весь экипаж стремятся загнать туда, где они будут находиться в безопасности. После капитан продолжает вести судно и старается не допустить высадки пиратов на борт. Но танкер тихоходный, с низким надводным бортом. Капитан видит, что ему не удалось уйти, что пираты полезли на судно. Остается только сохранять мужество, передать последний сигнал SOS и отправляться в машинное отделение. И ждать. Ведь пираты – это озверевшие существа, вооруженные огнестрельным оружием. Если они и не убьют, то, как минимум, прикладом по зубам получить от них можно.

В машинном отделении у экипажа из средств связи есть только УКВ-передатчики для связи в пределах видимости. Это 15–20 миль максимум, но когда военные подскочат, с ними можно будет связаться. К слову, только-только стали поступать в продажу спутниковые переносные телефоны, пока что не на каждом судне их можно встретить.

Что на судне делали пираты – можно только представить. Пытались или нет взломать двери и ворваться в машинное отделение? Пираты понимают, что захват судна без экипажа – это даже не полдела, это намного меньше. Весь сомалийский бизнес построен на захвате людей на борту, чтобы обеспечить себе живой щит.

Если бы они взяли часть экипажа – судно было бы в их распоряжении. Капитан и моряки из машинного отделения остановили судно, оно дрейфовало, пока пираты были на борту. Это с самого начала показывало, что экипаж в машинном отделении. Ведь если бы кто-то был взят в плен, пираты повели бы судно в сторону Сомали. Сами пираты управлять такой машиной, как танкер, не в состоянии. Может быть, один–два человека на все Сомали могут, но это редкость. Но моряки, даже будучи в машинном отделении, могли бы перебить командование с мостика.

Итак, экипажу оставалось ждать. К ним направился корабль «Маршал Шапошников», который, согласно сообщениям компании «Новошип», вел «Московский университет» по коридорам безопасности в Аденском заливе, после чего попрощался. Танкер был захвачен уже далеко в Индийском океане, но это уже другой вопрос.

«Шапошников» несется на всех парах обратно, военным удается связаться с капитаном. Для них ведь самое главное – знать, что с экипажем. Взят он в заложники или нет. А им сообщают, что все в машинном отделении, и дают добро на атаку. Все, у военных развязаны руки, а выгнать с борта пиратов, которые приплывают на деревянных шлюпках, – раз плюнуть. На этом все и закончились.

Возможно, с пиратами шли переговоры. Во всяком случае, никто не сообщает, о смерти кого-либо из пиратов. А ведь я точно знаю, что российские, китайские и индийские военные при каждом удобном случае стреляют во все, что движется, – в пиратов ли, в мирных ли рыболовов из Сомали и Йемена. Это известный факт, который мне сообщали очевидцы. А насилие порождает насилие. Каким бы оно ни казалось оправданным, это палка о двух концах.

Сейчас пираты орудуют в Индийском океане. Миротворческие силы в этом регионе уже не работают. Коридор безопасности в Аденском заливе – это только полдела. На бортах должна быть вооруженная охрана при следовании в опасных водах. Несложно построить систему, при которой военные охранники садились бы на корабль при его входе в Аденский залив и сходили в районе Шри-Ланки. Это, правда, немалые деньги, однако это было бы несравнимо дешевле, чем содержать целую армаду миротворческих сил. Для этого требуется настоящее сотрудничество всего лишь нескольких стран. В Индийском океане только вооруженная военная охрана на борту может обеспечить безопасность судов.