Американский эколог 20 лет живет в российской глубинке
На модерации
Отложенный
Деревня Чухраи, Суземский район. На одной-единственной улице – всего десять жителей. Для уроженки американского штата Колорадо эколога Лоры Уильямс, которая живет здесь уже больше 20 лет, это место стало «самым любимым на земле». Что заставило променять городскую жизнь в Америке на брянскую глубинку, Лора рассказала корреспонденту «Комсомольской правде" в Брянске.
«Захотелось вернуться»
Двухэтажный кирпичный дом, в котором живут Лора и ее муж, фотограф-натуралист и основатель заповедника «Брянский лес» Игорь Шпиленок, – семья строила десять лет. До этого жили в старом деревянном доме с удобствами на улице…
- Блинов хотите? - с порога спрашивает Лора. – Проходите, чай уже стынет…
Беру один блинчик – тоненький, кружевной…
- Сами их пекли?
- Конечно! Мама Игоря (мужа. – Авт.) научила, она нас часто блинами угощала. А еще я у вас в России про Масленцу узнала…
Лора говорит почти без акцента и не обижается, когда муж изредка ласково поправляет ее, приговаривая «нерусь». Рыжие кудри, ни грамма косметики, внимательные карие глаза…
Лора выросла в Колорадо, с 13 лет мечтала заниматься охраной природы. Закончила Корнельский Университет в Нью-Йорке, здесь же выучила русский язык.
- В деревне скучно не бывает! - говорит Лора. – Много занимаюсь лошадьми – уход, обучение… Фото: личный архив.
- Я хотела заниматься вопросами окружающей среды на международном уровне, - рассказывает Лора. – Меня всегда интересовали такие глобальные темы, как парниковый эффект, кислотные дожди - тогда только начали об этом говорить. После третьего курса поехала по программе интенсивной языковой практики в Ленинград… И после двухмесячной стажировки буквально влюбилась в вашу страну и ее людей. Захотелось вернуться сюда снова.
В 1991-м Лора начала работать в исследовательском институте в Вашингтоне. А через два года Всемирный фонд дикой природы (WWF) сделал ей предложение, от которого она не могла отказаться: участвовать в открытии первого российского представительства WWF в Москве. Лора решила не упускать такой шанс.
«Поначалу все казалось экзотикой»
- Шел 1993-й год, в стране кризис, а тут я приехала – такая чудная 23-летняя девочка с великими идеями о защите природы, - улыбается Лора. – Тогда в Москве было мало иностранцев, которые занимались охраной природы – в основном они открывали здесь деловые представительства.
Так Лора начала работать в Москве. Занималась, в частности, проектами по сохранению редких животных в заповедниках. Однажды к ним в офис приехал директор «Брянского леса» Игорь Шпиленок.
- Он сразу произвел на меня впечатление, - говорит Лора. – Высокий красивый мужчина... У нас были низкие потолки и мне показалось, что он едва ли не подпирает их… Игорь привез заявку на создание центра экологического просвещения для населения. Показал свои черно-белые фотографии. В то время к нам обращались из других заповедников в основном за помощью в покупке техники. А Игорь был единственный, кто просил средства на проект для местного населения… Меня это поразило.
Американская девушка рискнула и приехала в брянскую глубинку. Фото: личный архив.
На создание экоцентра в «Брянском лесу» дали добро, а возглавить его Игорь Шпиленок предложил Лоре.
Хотя особо не надеялся, что американская активистка согласится переехать.
- Если честно, перспектива жить без водопровода и телефона в глухой деревеньке меня сначала не сильно вдохновила, - признается Лора. – Но после четырех лет в мегаполисе хотелось быть ближе к природе. И я рискнула. Загрузила все свои вещи в мою старую «шестерку», взяла кошку и цветок алоэ, и – вперед… Поначалу, конечно, все казалось экзотикой – туалет на улице, баня, печка… Но я была молодой, без детей – долго ли привыкать? Поселилась в обычном деревенском домишке. И мне нравилось, что был слышен каждый шорох в лесу…
Позже они с Игорем поженились и, как шутит Лора, «в гнезде аиста рядом с домом нашли двух мальчиков – Андрея и Макара». Вот так – приехала по работе, а осталась по любви…
- К природе в том числе! – улыбается Лора.
«В деревне скучно не бывает!»
Так из городской девушки, мечтающей спасти окружающую среду в глобальном масштабе, Лора превратилась в девушку деревенскую. Большое домашнее хозяйство - козы, куры и кони. Каждый день расписан по минутам.
- В деревне скучно не бывает! - говорит Лора. – Всегда найдешь, чем заняться. Весной первым делом принимаюсь за грядки. Много занимаюсь лошадьми – уход, обучение…
Вот как описывает Лора один день из своей жизни в блоге:
«…В будние дни помогаю детям собраться в школу. Она находится в 15 километрах от нас по лесной дороге, поэтому нужно выезжать в 8.30 утра. Соответственно, я встаю в 7.30. Кормлю толпу голодных домашних (а затем и уличных) животных… Топлю печку, готовлю завтрак - обычно это яичница, сырники или оладышки. Когда мужа нет, балую детей типичными американскими блюдами, такими, как домашняя пицца или такос (они и быстрые и вкусные). Когда он дома, готовлю борщ, мясо с картошкой, курицу, салаты… Земля уже мягкая, я решила проредить старую клубнику и пересадить на новые грядки….»
А это - о работе:
- «…Теперь весь дом – мой! Пью чай, закидываю стирку в машинку, проверяю электронную почту и сообщения в блоге. Сегодня еще надо закончить статью о диких тюльпанах в Калмыкии для американского журнала. Писательское кресло зовет! Пишу и на английском, и на русском языке»
«Такова моя судьба…»
Выходим на улицу. Лора «знакомит» меня с лошадьми, которые пасутся во дворе. Проверяет, как там неясыть.
- Беднягу сбил поезд, чудом выжила, но сломала крыло, - рассказывает Лора. - Решили оставить сову у себя. Места, к счастью, хватает. Игорь сам не скажет, стесняется, но он почти в одиночку построил наш дом. Я его еще называю «доктор фундаментных наук», потому что закладывал фундамент. А когда появились дети, решил еще сделать и нормальную дорогу. И каждый день потихонечку ее ремонтировал. Лет за шесть привел в порядок.
На вопрос, есть ли будущее у брянской деревни, Лора отвечает уверенно: «Есть, просто его нужно строить самому». Своим домом считает и Америку, и Россию.
- Смешно вспоминать, как поначалу меня принимали настороженно, - говорит Лора. – А еще, в шутку, конечно, говорили, что раз я из Колодаро, значит, завезла колорадского жука… Если я приехала сюда и осталась здесь – значит, такова моя судьба. А когда отдаешь душу любимому делу, дети это видят. И это заменит все слова…
Суземская деревня Чухраи стала для Лоры родной.
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором