Правда бронзовых солдат
На юге России, на территории Красной Поляны, установлен монумент солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Памятник, как сообщает Вести.ру, во многом представляет собой копию знаменитого Бронзового солдата, который стоял когда-то в центре Таллина. На гранитной плите увековечено 138 имен. Для половины жителей Красной Поляны это близкие родственники, погибшие в годы войны. Тогда почти все мужчины этого небольшого поселка ушли на фронт.
Красная Поляна занимает свое, особое место в истории Великой Отечественной войны. Когда отборные части немецких горнострелковых дивизий рвались в Закавказье через горы, они были разбиты именно здесь, в месте проведения будущих Зимних Олимпийских игр.
Центральную часть мемориала трудно не узнать. Образ советского бойца, сжимающего каску и склонившего голову в память о погибших, стал известен всему миру. Ведь точно такой же Бронзовый солдат когда-то стоял в Таллине на площади Тынисмяги.
В поселке, который скоро станет визитной карточкой России, до этого не было памятников участникам Великой Отечественной войны. Так что инициаторы памятника, можно сказать, решили сразу две исторические и социальные задачи.
Между тем защитники таллинского Бронзового солдата недавно отметили третью годовщину печальных событий. 27 апреля 2007 года власти Эстонии демонтировали памятник Воину-освободителю. Это вызвало настоящую волну возмущения русскоязычного населения в Прибалтике. Массовые выступления продолжались несколько дней.
Эстонская полиция действовала тогда весьма жестко. Было задержано около 1000 активистов, ранено более 50 человек. Во время беспорядков в Таллине был убит гражданин России Дмитрий Ганин. Все обвинявшиеся в организации массовых беспорядков участники «Ночного дозора» и организации «Наши» были полностью оправданы. А вот виновных в убийстве Дмитрий Ганина так и не нашли. По мнению правоохранительных органов Эстонии, он просто стал жертвой хулиганов…
Любопытно, что после всей этой неприглядной и даже омерзительной истории инициаторами установки похожего памятника в Сочи стали и… эстонцы. Здесь, в ближайшем поселке Эсто-Садок, очень много переселенцев с берегов Балтийского моря. Когда-то эти места даже называли Кавказской Эстонией. А на новых плитах с именами погибших красноармейцев есть и прибалтийские фамилии. Образ Бронзового солдата, как подчеркивает Вести.ру, стал одним из самых ярких символов нашей военной истории.
Между тем в той же Эстонии власти и националисты вовсе не намерены отказываться от практики «очистки» своей территории от «оккупационных» монументов. Каждый год в канун 9 Мая мэрия Тарту получает от националистов заявление с требованием снести здешний советский памятник.
При этом национальные объединения требуют, чтобы в тех местах, где в 1944 году проходили тяжелые бои за Тарту, был установлен памятник эстонским и немецким солдатам.
Прибалтийские националисты активно используют в своих речах методы геббельсовской пропаганды. Здесь – и заявления о стремлении россиян «распространять коммунистическую веру», и призывы увековечить «освободительную борьбу с красными захватчиками». При этом псевдознатоков истории не смущают ни призывы Евросоюза, ни однозначные оценки преступлений фашизма, данные нынешними германскими лидерами.
Разнесен в гранитную крошку величественный монумент в Кутаиси – памятник не «оккупантам», а землякам. Команда Саакашвили пытается всячески стереть из народной памяти тот факт, что с фронтов Великой Отечественной не вернулись 300 тыс. воинов-грузин. Не вернулись, защищая свой дом и свою Родину от свирепой чумы XX века. Между тем нынешние грузинские идеологи открыто используют термин «чужая война» и называют подвиг ветеранов не иначе как «бессмысленным».
Есть на пространстве бывшего СССР и другие примеры глумления над исторической справедливостью. Они не отличаются массовыми протестами и шумными скандалами, но по своей подлости стоят вровень с заявлениями прибалтийских националистов. Памятник советскому солдату перед Музеем Вооруженных сил в Ташкенте за одну ночь превратился в памятник солдату узбекскому. Под покровом ночи куда-то исчезла с постаментов и вся советская военная техника. Узбекской, правда, не заменили – таковой пока просто нет…
Естественно, что не отказывающаяся от исторической правды Россия пытается хоть как-то сохранить если не сами монументы, то память о них. Решение московских властей воссоздать на Поклонной горе копию взорванного кутаисского мемориала – один из таких жестов доброй воли.
Только вот все снесенные памятники мы восстановить попросту не сможем. Наверное, в таком принципиальном подходе и нет смысла. А вот всячески отстаивать правду политическими силами – дело действительно святое.
В этом смысле весьма обнадеживают последние заявления, сделанные президентом Дмитрием Медведевым в преддверии 65-летия Победы. По его словам, наша страна не может допустить ни равнодушного отношения к ветеранам, ни искажения исторической правды. Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне – достояние вечное, неоспоримое и бесценное.
Патриарх Кирилл, отслуживший памятную литургию на Прохоровском поле, заявил: «Чем больше времени проходит от той страшной войны, тем более драгоценным становится присутствие в нашем обществе ветеранов, носителей живой исторической памяти, героев духа, победивших врага».
Комментарии