Против риска Евроссии нужен новый Атлантический пакт

На модерации Отложенный

В то время как Юго-Восточная Азия сконцентрирована на экономическом развитии, Европа и Россия заблокированы бесконечными политическими узлами, постоянный результат которых – шах и мат.

Сегодня в Шанхае открывается самая большая в истории Универсальная выставка. В Брюсселе же ещё не знают, что делать, чтобы разрешить финансовый дефолт Греции и Испании. Россия добивается результатов: например, газопровод «Южный поток», в котором примет участие не только «ENI», но и французы из «EDF». Но российская экономика выигрывает только благодаря политической стратегии.

Европейским узлом между Россией и Соединёнными Штатами всегда является Германия.
Хотя американский конгрессмен Билл Делахант, глава Комиссии по внешней политике в Европе, и утверждает, что «не может быть отношений между США и ЕС без России», но эта гипотеза никак не находит выходов (EU-Russia centre).

Факт в том, что у Германии нет сил одной поддерживать свод этого нового неба, как титан Атлант. Тут нужна Европа.

Каково геополитическое положение, начиная с России?

1. Арнольд Тойнби в «Civilisation on trial» (Oxford press, 1948) утверждал, что русские не являются частью западной цивилизации, а принадлежат византийской. Этот дуализм проявлялся всегда, от татарского нашествия до ислама и попыток Наполеона и Гитлера. Россия в последние пятьсот лет была «суверенной империей», никогда не завоёванной иностранными державами. Поражение в 1989 году ударило по антисовременной диктатуре коммунизма, а не по Святой России, которая, наоборот, смогла восстать из марксистского пепла, ведомая православной церковью. Кроме того, русская империя всегда была экспансивной: Москва никогда не входила в военные союзы, в которых не была державой-гегемоном, исключая союз – тактический и фактический – с англичанами и американцами в 1942-45 годах.

2. Москва (и Европа) всегда на перепутье между реформаторами и национал-государственниками. Президент Медведев – представитель первых, называемых «цивиликами»*, московский верхний класс, состоящий из предпринимателей, интеллектуалов и индивидуальных профессионалов. Путин – представитель силовиков, производный термин от «силовых структур». Дума и партии – это прикрытие, имеют вес «Акты силы» внутри Кремля, где всегда действует единственный оперативный рычаг империи, раскинувшейся от Берлина до Берингова пролива и от китайской границы до Арктики: позавчера это была ЧК, вчера – КГБ, сегодня – ФСБ.

3. Два года назад в речи во время инаугурации Медведев обозначил двенадцать реформ. Некоторые из них были выполнены, но остаётся определить вопрос передачи власти из Кремля в Думу посредством партийного, культурного и религиозного плюрализма, который сегодня не существует. Не считая Православную Церковь, процветает обломовская индифферентность, состоящая из алкоголя и развала семей и рождаемости. На юге стараются навязаться другие монолитные культуры, как Кавказский халифат. В политическое обновление мог бы вернуться Горбачёв (во главе какой-нибудь меньшевистской партии?).



4. При всём этом Россия (прогноз роста экономики на 2010 год: +5,5%) собирается войти во Всемирную Торговую Организацию.

Медведев поддерживает необходимость выхода России из неофеодализма, в котором коллективная обработка земли – с тяжёлой государственной промышленностью – сменилась на добычу ископаемых из-под земли: нефти и газа. По Медведеву, речь идёт о создании частной промышленной системы средних размеров: по американской модели.
«Мы должны продолжать тянуть сырьевую экономику, хроническую коррупцию, старую привычку полагаться на государство, на внешний мир, на какую-то «всемогущую доктрину», на что хотите, на кого хотите, но только не на самих себя?» – это слова Медведева в духе Кеннеди.

5. Москва расширяет своё влияние на Восточную Европу: после таможенного союза с Белоруссией был подписан договор по Черноморскому флоту, который принесёт Украине 30%-ную скидку на газ.

Италия и Германия по географическим причинам – среди первых собеседников возрождающейся русской империи.

Соглашения, подписанные во время недавней встречи Путина и Берлускони – это только последние из длинной серии, а «ENI» и «Газпром» намереваются расширить своё сотрудничество и в Ливии, и в Африке.

Германия остаётся крупнейшим экспортёром товаров в Европе, что позволило ей пережить поглощение коммунистической Германии и расшириться до самой России, где немцы участвуют в реализации Нового шёлкового пути – высокоскоростной железной дороги для перевозки грузов из Китая в Германию, параллельной Транссибирской магистрали. Этот проект, соуправляемый «Сименсом», входит в модернизацию Российских железных дорог, гиганта с 1,2 миллионами работников. Но, в действительности, этот проект будет иметь невероятное геополитическое значение (крах морских перевозок и дефолт Средиземноморья, расколы в ЕС, дальнейшее выплёскивание Китая в российской Сибири).


Однако Германия – одна – не в состоянии выдержать даже греческого кризиса, и поэтому стало необходимым привлечь «американский» МВФ. Это тревожный сигнал для Европейского Союза, подвешенного между евросредиземноморскими дрейфами, Евроссией и Новым Атлантическим пактом.

Новое атлантическое соглашение, скорее, будет отличаться от военного НАТО. Речь, наверное, пойдёт об очерчивании интегрированной экономики между Европой и Северной Америкой, что послужит для уравновешивания роста Китая и других азиатских тигров.
Речь идёт о решающем выборе, перед которым Европа должна была бы представить унитарный профиль, которого она, как доказывает, не имеет.

Чтобы построить трансатлантическое единство, Обама нуждается в том, чтобы европейцы предоставили преимущества в обмен на открытие рынков. А остановка Дохийского процесса заблокировала либерализацию именно в тот момент, когда торговая многосторонность становилась хорошим лицом политической многосторонности, всегда проваливавшейся и всегда проповедуемой. В любом случае, для Германии и Европы закончилось время двуликого Януса.