Чего ждать от конференции по ядерному оружию?

На модерации Отложенный

3 мая в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке открывается трехнедельная конференция по проблемам нераспространения ядерного оружия. Большого успеха ей никто не сулит.

Официальная цель конференции состоит в том, чтобы проверить, как соблюдается договор о нераспространии ядерного оружия, подписанный 40 лет назад. С тех пор он ратифицирован 189 странами. Не подписали его всего три государства, в том числе Израиль, который, по общему мнению, давно располагает ядерным арсеналом, но публично в этом не признается и этого не отрицает.

В неофициальном порядке все признают, что главным пунктом повестки дня конференции будет иранская ядерная программа. "Встреча будет посвящена Ирану, - заявил Washington Post сотрудник Белого дома, пожелавший остаться безымянным. – Потому что Иран являет собой главную угрозу существованию договора".

По словам газеты, администрация США видит в конференции возможность укрепить договор о нераспространении и обсудить такие вопросы, как наказание его нарушителей и более жесткое регулирование поставок ядерного топлива.

Прохладный прием

Фейерверки начнутся, когда в ООН выступит иранский президент Махмуд Ахмадинежад, которого в Нью-Йорке принимают прохладно. Его приезду предшествовали демонстрации протеста, а организация под названием "Объединенные в борьбе против ядерного Ирана" обратилась к администраторам 33 главных отелей Нью-Йорка с призывом не сдавать номера Ахмадинежаду и другим членам иранской делегации.

В середине дня иранскому президенту ответит в своей речи госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая заявила в воскресенье по телевидению, что Тегеран пытается отвлечь внимание от своих нарушений договора. "Мы не собираемся позволить Ирану перевести разговор на другое", - заявила Клинтон.

Хотя Иран отрицает намерение создать атомную бомбу, МАГАТЭ критиковало его в прошлом году за строительство тайного ядерного объекта и нарушении резолюций ООН относительно обогащения урана.

New York Times предсказывала в воскресенье, что конференция ознаменуется иранскими филиппиками в адрес Запада и предупреждениями Клинтон о том, что если Иран обзаведется ядерным оружием, то за ним скоро последуют другие государства Ближнего Востока.

Администрация США изо всех сил пытается предотвратить такой оборот. В последние месяцы ее дипломаты колесят по региону и принимают своих арабских коллег в Вашингтоне, пытаясь заключить с ними соглашения, согласно которым их страны сохранят право развивать ядерную энергетику, но откажутся от обогащения топлива для АЭС и обяжутся покупать его на открытом рынке.

Удачная тактика

Американская тактика, завязавшаяся еще при Буше, начала приносить плоды. В конце прошлого года Объединенные Арабские Эмираты, собирающиеся построить серию реакторов на побережье Персидского залива, заключили соответствующее соглашение с американцами.

США ведут переговоры по поводу аналогичных соглашений с Иорданией и Бахрейном.

Последняя проверочная конференция по договору о нераспространении состоялась 5 лет назад. С тех пор многие нефтяные страны начали поговаривать о строительстве своих собственных АЭС, объясняя это тем, что запасов их черного золота не хватит на вечные времена. В Вашингтоне, однако, подозревают, что арабы стали сильно побаиваться иранской атомной бомбы и планируют попутно создавать свое ядерное оружие.

Эксперты подсчитали, что когда нефть стоит больше 50 долларов за баррель, государствам Персидского залива выгоднее продавать ее, чем жечь на теплоэлектростанциях. Отсюда намерение завести себе АЭС, которые планируются сейчас во всех странах региона, кроме Ливана.

В данный момент в мире работают 430 ядерных реакторов, производящих электроэнергию. На Ближнем Востоке пока нет ни одного. По словам New York Times, одной причиной всегда было наличие своей нефти. Но другая заключалась в том, что стоило кому-то приступить к строительству реактора, как его бомбили.

В 1981 году израильтяне нанесли удар по иракскому реактору в Озираке, а в 2007 году – по секретному ядерному объекту в Сирии. Израиль опасался, что реакторы позволят их правительствам производить плутоний для ядерных бомб.

Во время ирано-иракской войны 80-х годов Саддам Хусейн неоднократно бомбил стройплощадку иранского реактора в Бушире. Впоследствии Ирак пытался накрыть ракетным залпом израильский реактор в Димоне, но промахнулся.

Безъядерной зоне не быть?


Прошлая конференция по соблюдению договора закончилась неудачей. В немалой степени это объяснялось тем, что США отказались поддержать создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке, предусмотренное резолюцией конференции 1995 года. Предсказывают, что эта тема снова будет господствовать сейчас в Нью-Йорке.

Иран, по замечанию Washington Post, сумел привлечь симпатии многих участников конференции, создав себе имидж жертвы "двойного ядерного стандарта": он жалуется, что странам, которые дружны с кем-то из ядерных держав, как, например, Израилю, позволяют иметь ядерное оружие, а другим – нет.

Видное место среди стран, которые разделяют эту точку зрения, занимает Египет. "Мы не считаем, что должны быть страны первого сорта, которые приобретают ядерное оружие, и страны второго сорта, которые не будут иметь ядерное оружие на Ближнем Востоке, - заявил журналистам на прошлой неделе египетский представитель в ООН Магед Абдельазиз. – На наш взгляд, для того, чтобы решить иранский вопрос, вам надо решить вопрос о ядерном потенциале Израиля".

Египет призывает начать в будущем году переговоры о создании безъядерной зоны в регионе. Американские представители говорят, что эта идея нереалистична, поскольку многие страны Ближнего Востока не признают Израиль.