УС-2 - кино для начальства

На отсутствие рекламы «великое кино о великой войне» пожаловаться не может, как и его создатель. Пользователи интернета в России не составляют большинства населения, так что рекомендации почти всех критиков, за исключением прикремлевских гламуртрегеров, не смотреть УС-2 до массового зрителя дойти не могли.

И тем не менее: «Уже на выходных стало известно, что в Новгороде на премьеру продали 38 билетов, а, к примеру, в Курске фильм пришли посмотреть 15 человек. Что касается столичного проката, то в сети уже в выходные появилась фотография с одного из пятничных сеансов, на который собралось всего 10 человек».

Фильм не попал даже в первую прокатную двадцатку.

Дело, однако, серьезное. В нем надо разобраться. В режиме наибольшего благоприятствования – финансового, властного, информационного, рекламного и т.п. – в прокате фильм проигрывает... да-да, американскому кино. Не хочет российский зритель – массовый зритель – смотреть УС-2. И это полное поражение Никиты Михалкова не как режиссера, а как приверженца определенной модели отношений кинематографа с обществом и властью.

Американское кино снимается для зрителя.

Фильм Михалкова – для начальства. Условие прокатного успеха такого кино – советская прокатная цензура. Вовсе не утверждаю, что в советские времена все снималось для начальства – первые места по сборам часто занимали фильмы для людей. Но Михалков давно уже для людей не работает.

Вот только не надо одного – не надо злорадствовать по этому поводу. Был бы этот фильм о чем другом – о Владимире Красной Книжечке или же вновь об Александре Третьем – было бы только смешно. Но Михалков слепил фильм о Великой Отечественной войне, о которой даже в сталинские времена снимались шедевры, как «Звезда» 1949 года. И которая, как ни верти, всегда была особой темой, зоной повышенного внимания к ценностям, утверждаемым или опровергаемым автором. Независимо от жанра.

Кино о войне, снятое для начальства, всегда имело и будет иметь репутацию антигражданского, антинародного и антинационального. И коллегам Михалкова теперь придется очень постараться, чтобы вернуть интерес зрителя к самой военной теме.

Зритель-то, оказывается, не простак. Фальшь во всей шумихе вокруг УС-2 он почувствовал. И предпочел честное американское кино.