Союзничество как игра в одни ворота

Союзничество как игра в одни ворота

Противостояние России со странами Запада и блоком НАТО обострило дискуссию о наличии у Москвы верных союзников. Военный конфликт с Грузией «08.08.08», начавшаяся в 2014 году после государственного переворота Украине гражданская война, активная российская

военная помощь Сирии последних месяцев, обострившая отношения РФ с Турцией и её союзниками – эти и другие ситуации заставляют всё чаще поднимать вопрос: есть ли на самом деле у России по-настоящему надёжные внешнеполитические партнёры?

Многие полагали, что поворотным моментом в ответе на эту проблематичную ситуацию станет атака Турцией российского военного самолета СУ-24.

Однако, как показывают события нескольких минувших недель, Москве чётко дали понять, что в трудной ситуации поддержки ждать будет неоткуда. Российские «друзья» по Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – вернее, те, кто так себя именовал – словно страусы попрятали головы в песок.

А как повели себя союзники Турции?

Не успел еще приземлиться «заваривший кашу» истребитель F-16, как через послов стран блока НАТО было срочно созвано чрезвычайное заседание совета Альянса. Блоковые партнёры Анкары чуть ни с кулаками набросились на Россию, обвиняя её в нарушении воздушного пространства Турецкой Республики.

В частности, президент США Барак Обама спешно заявил, что «Турция, как и всякая страна, имеет право защищать свою территорию». Выразил солидарность с Реджепом Эрдоганом и генсек НАТО Столтенберг, который, не имея на тот момент веских доказательств, всё же беспрекословно утверждал: «Российский военный самолет действительно вторгся в турецкое воздушное пространство!..».

«Логичным и обоснованным» назвал уничтожение Су-24 пресс-секретарь постоянного представительства Литвы в Альянсе Мариюс Нелюпшис. Руководитель же украинского Совбеза и Минобороны Александр Турчинов заявил: «Украинские военные должны брать пример с турецких ВВС».

И вовсе расчувствовался в Facebook глава Одесской обладминистрации – бывший грузинский президент Михаил Саакашвили, написавший: «Всегда с большим уважением относился к Турции, а сегодня это еще больше укрепилось!..».

Это – что касается НАТО и её «младоевропейских» клевретов.

Ну, а как там с «друзьями» по ОДКБ и партнёрами России по Евразийскому союзу и другим интеграционным объединениям? Обязывает ли их нынешний конфликт с Турцией поддержать Кремль?

Говоря формально-юридическим языком, в соответствии с международным нормам все «друзья», «партнёры» и прочие «союзники» России по перечисленным структурам обязаны поддержать Москву в военном плане как независимые государства только в случае начала официальной войны.

Но это – в военном. А в дипломатическом?

Да, глава российского МИД Лавров чётко обозначил: «Воевать с Турцией мы не собираемся».

Также следует учитывать, что среднеазиатские «союзники» РФ являются исламскими суннитскими государствами, и большинство их граждан – тюркского происхождения. Поэтому требовать от них безоговорочной поддержки России в новом конфликте – на этот раз с бывшим партнёром в лице Турции – действительно нереально.

Справка
Организация договора о коллективной безопасности по своему назначению и уставу создана для защиты стран-участниц от внешней угрозы.

В «Национальной стратегии безопасности» РФ на период до 2020 года ОДКБ рассматривается как «ключевой механизм противодействия региональным вызовам и угрозам».

Но тогда возникает совершенно закономерный вопрос: зачем нужна такая организация, в рамках которой Москва непрерывно оказывает её членам помощь (политическую, военно-техническую, экономическую и т.д.), а последние «в знак глубокой благодарности и искренней признательности» отмалчиваются в трудный для России момент?

И ведь что самое интересное: всем членам ОДКБ совершенно чётко ПОНЯТНО: уничтожение турецким истребителем российского бомбардировщика – акт отрытой агрессии в отношении Российской Федерации. Однако «одэкабэшные» партнёры Кремля – Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия, Таджикистан – так и не удосужились обозначить свою чёткую ДИПЛОМАТИЧЕСКУЮ позицию по поводу враждебных действий Турции в отношении своего вчерашнего союзника.

Да, после нескольких дней раздумий были неуклюжие попытки что-то промямлить. Например, на сайте казахского МИД появилось сообщение с соболезнованием по поводу погибших военных и «выражением озабоченности». Спикер же сената парламента Казахстана Касым Жомарт Токаев, не решаясь осуждать Анкару, только с трагичной миной возгласил: «Произошедшее – серьезный инцидент!».

Искренняя благодарность, г-н Токаев! Без Вашего поразительного по глубине своей проницательности (и даже мудрости!) изречения все бы до сих пор рассматривали уничтожение российского Су-24 как некий мимолётный и совершенно НЕсерьёзный штрих в развитии российско-турецких отношений!..

Но даже до подобного казахскому заявления не снизошёл новоиспеченный член ЕАЭС – Киргизия, президент которой Алмазбек Атамбаев во время официальных встреч продолжает с придыханием именовать турецкого лидера Эрдогана «старшим братом».
Вовсе не видно и не слышно армянского президента. И даже обычно громогласный глава Белоруссии Александр Лукашенко повёл себя «тише воды, ниже травы», внезапно отменив намеченную поездку в Москву со ссылкой на «занятость».

  

Да, странные у России союзники, в арсенале которых не находится даже слов элементарной поддержки. Зато, как показывает жизнь, находится кое что ДРУГОЕ …

Последний пример:

По итогам состоявшегося 9 декабря заседания Военного комитета ОДКБ начальник Генштаба Вооруженных сил Армении – председатель ВК ОДКБ Юрий Хачатуров заявил, что «все начальники штабов организации поддержали позицию России в конфликте с Турцией», в частности – осудили уничтожение турецкими ВВС российского Су-24 в Сирии как «удар в спину» и назвали турецкую агрессию «подлой».

После этого министерства обороны Белоруссии, Казахстана и Киргизии с лихорадочной поспешностью стали утверждать, что «Хачатуров не выразил официальных позиций (выделение – авт.) Минска, Астаны и Бишкека …».

Вот как прокомментировал данную ситуацию эксперт журнала МИД РФ «Международная жизнь» Владислав Гулевич:

«Та прыть, с какой минобороны Белоруссии, Казахстана и Киргизии набросились на Юрия Хачатурова после его заявления о том, что Минск, Бишкек и Астана расценивают уничтожение турками российского Су-24 в небе над Сирией, как подлость, говорит о том, что некоторые партнёры России по ОДКБ готовы доказывать, что это НЕ подлость (выделение – авт.) … Это вполне ясно указывает на то, какие у России союзники … Комментарии излишни …».

В свою очередь белорусский политолог Николай Малишевский отметил: «Свою позицию, как пусть вялого, но официального члена ОДКБ и Союзного государства, белорусское руководство ясно выразило еще в 2008 году – во время конфликта на территории бывшей Грузинской ССР. Уже тогда официальный Минск дал понять всему миру, что в случае возникновения реальных конфликтов военного плана он никого в ОДКБ поддерживать не будет … разве что словами (выделение – авт.) …».

Увы, г-н Малишевский, у Вашего «официального Минска» на подлое убийство российских военных не нашлось ДАЖЕ СЛОВ …

Подытоживая, автор рискнёт предположить: из столь откровенного нежелания партнёров России по ОДКБ и ЕАЭС сказать хоть слово поперек натовской позиции становится ясно: сегодня у Москвы нет настоящих внешнеполитических друзей. Члены перечисленных интеграционных структур лишь выдают себя за таковых.

Пришло разочарование от того, что, оказывая всем им непрерывную политическую, военно-техническую, экономическую помощь, Кремль так и не услышал – хотя был вправе этого ожидать! – даже самую сдержанную дипломатическую критику его «обидчика». Увы, оказалось, что упомянутое союзничество является на деле игрой в одни ворота.

Старцева Ирина