Хочется жить

Санкт-Петербург – город незаметных гениев. Если бы кто-то увидел маленькую, бедно одетую старушку, окруженную стаей облезлых кошек, кто бы мог подумать, что по улице ковыляет великий трагический художник. Никто. Или почти никто. Почти никто и не думал.

Ленину Никитину знал и знает (к сожалению) весьма узкий круг. Правда, у нее есть музей. Целая галерея, в которой выставлен весь ее страшный цикл «Воспоминания о войне и блокаде». В городе Эмдене. В Германии.
Она родилась в 1931 году в Одессе. В 1935-м ее семья перебралась в Ленинград. В 1940-м отец погиб на финской войне. 29 января 1942 года умерла от голода старшая сестра Клара. Ее смерти Ленина посвятила картину «Любовь блокадная». Она есть на выставке. Стоит маленькая, худая девочка с баночкой в руках, к баночке тянет руки иссохшая от голода женщина, а за спиной девочки и женщины стоит жуткое существо с горящими глазами, с всклокоченными, похожими на клубок змей, волосами.
К картине есть пространное пояснение Ленины Никитиной. Цитирую:
«Любовь блокадная. Никто не забыт, и ничто не забыто… Кто помнит Клару Никитину? Она прожила 14 лет и 8 месяцев. С 30 мая 1927 года по 29 января 1942 года. В ее блокадной любви эротики не ищите, она ее еще не знала. Некрещеная, названная Кларой в честь Клары Цеткин, она положила жизнь свою за други своя. Она была обыкновенная школьница и в блокадную зиму получала в школе тарелку «супа». «Жижицу» она съедала сама, а «гущицу» в маленькой баночке несла домой, где ждали ее такие же голодные, как она сама, ее мать и младшая сестра. Мама клала эту «гущицу» в большой котел, заливала водой, добавляла для «навару» кусочек столярного клея, солила, кипятила в печке, и этот суп ели уже втроем. Клара умерла. Мама пережила ее на три дня. А младшая сестра, названная в честь Ленина Лениной, дожила до старости и выставляет на ваш суд эту картину».
После смерти мамы Ленина пришла к соседке и сказала: «Мама и Лялечка умерли, а я осталась». Ленина и соседка выжили. 29 апреля 1942 года они убили и съели третьего обитателя вымершей коммунальной квартиры – кота Полосатика. Самая сильная картина Никитиной «Жить хочется!» именно об этом. На выставке авторская копия. Сама картина в галерее Ленины Никитиной в городе Эмдене.
На картине – колода. На колоде – худой кот, глаза которого кричат от ужаса. Кота крепко держит маленькая девочка. Над котом заносит топор худая женщина. Сама Ленина Никитина так объясняла название своей картины: «Всем троим жить хочется, но люди сильнее». На первой разрешенной выставке андерграундных художников в 1985 году именно эта картина была снята по настоятельному требованию начальства.
Одна из партдам вопила: «Я сама блокадница. Я бы плюнула в лицо этой художнице!»
Этой картиной Ленина Никитина коснулась чего-то очень страшного, чего позволено касаться только гениям. Реакция дамы была правильной. Картина – вопль, значит, стоит завопить. Иное дело, что решение партдамой было принято неправильное, но на основе правильной реакции.
Веселого Дмитрия Шагина его друзья только один раз застали с совершенно перекошенным лицом. Это было на той самой выставке. «Ты чего?» – спросили они у него. «Ничего, – отвечал главный «митёк», – я видел, как Ленина запаковывает свою картину». Но все это было потом. А после войны был интернат для трудновоспитуемых детей. Средняя художественная школа. Мухинское училище. Вегетарианство. Бездомные кошки и собаки, жившие в ее комнате в коммунальной квартире. Картины для себя и для вечности, поскольку никто в Советском Союзе не рискнул бы эти картины выставить. Сумасшедшие дома. Картины и рисунки из цикла «Мои товарищи по сумасшедшему дому» есть на выставке. Другие циклы: «Зверье мое» – портреты ее кошек и собак; «Счастье творчества» – грозный ангел водит кистью художника; «Мцыри» – изобразительный эквивалент любимой поэмы художницы.
В годы перестройки – отдельная квартирка на первом этаже. Сквозь открытое окно к Ленине приходили есть бездомные псы. Друзьям Ленина говорила: «Когда я умру, не хороните меня. Пусть я буду лежать, как лежали моя мама и Лялечка. Пусть меня съедят собачки». Встреча с редактором крупнейшего немецкого периодического издания «Штерн», бывшим солдатом Нанненом. Наннен организовал поездку Ленины Никитиной в Германию. Предлагал ей продать ее блокадные картины. Ленина ответила: «Я кровью не торгую». Перед смертью, когда художница поняла, что ни один из музеев России и не собирается брать ее работы, Ленина подарила Наннену блокадные картины. В письме к нему она так сформулировала: «С собой не заберу». А Наннен создал в Эмдене галерею Ленины Никитиной. Это в скобках… Главное, что мы теперь можем увидеть рисунки и картины великой художницы, маленькой старушки, прошедшей сквозь ад.
В Санкт-Петербурге в Малом зале нонконформистского искусства на Пушкинской, 10 открыта выставка работ Ленины Никитиной, неожиданно, но верно озаглавленная «Счастье творчества».
Комментарии
потому што сама тоже жить хочу ..... на всех сердца не хватит ...