Транспортный комбинат «Россия» класса "земля, вода, воздух"

...А ведь были времена, скажут некоторые, когда и у нас было, что показать: «ЗиЛ», «Чайка», «Волга» 21-я… 

Корреспондент НТВ Роман Соболь тоже испытал прилив ностальгии, хотя в гараж власти он наведался совсем не за этим. Он собирался выяснить, какие там хранят тайны и каким испытаниям подвергают тех, кто хотел бы попасть за баранку к большому чиновнику. 

Кажется они общаются шифрограммами, цифровым кодом. При этом понимают друг друга. Диспетчерская транспортного комбината «Россия». Водитель называет номер машины и получает маршрут. Дальше — по коридору, возле медкабинета уже выстроилась очередь. Давление, как у космонавта. Впереди — главное испытание, на алкоголь. 

Водитель исправен, теперь надо выяснить, здоров ли автомобиль. Еще одна роспись в путевом листе, еще одна печать и вот он — кремлевский пропуск. Это настоящий конвейер. Машины спускаются по пандусу, блещут синие маячки, улица уже близко, но… впереди очередной пост, очередная проверка. 

Наконец черные машины вливаются в общий поток. В Москве 7 утра, движение уже плотное. Каждый день из этих ворот на линию выходит до 500 автомобилей. Еще 200 — в запасе. Транспортный комбинат «Россия» обслуживает вице-премьеров, почти всех министров, администрацию Кремля. У первых лиц — президента и премьера — свой гараж особого назначения. 

90 лет назад, в мае 1919 года, приказом Реввоенсовета создана автобаза № 1. Машины — 18 штук — реквизировали из «царских конюшен». Время было лихое. Однажды питерские налетчики реквизировали «Роллс-ройс» самого Ленина — угнали прямо от Смольного. 

Личный шофер Ильича, Степан Гиль, вместе с чекистами обыскал пол-Петрограда. Машину нашли, ее уже собирались перекрасить. Ветеран автобазы № 1 Евгений Чвакин когда-то возил пламенного соратника Ленина — товарища Бонч-Бруевича. 

Евгений Чвакин, ветеран транспортного комбината «Россия»: «Интересно, у него всегда портфель был с собой, очень большой. Перевязан бельевой веревкой — настолько был набит бумагами. И шляпа была такая… поломанная». 

Впрочем, у советской элиты запросы росли быстро. Хороший личный водитель становился почти членом семьи, жил чужой жизнью. Отвезти жену и детей на дачу, выполнить иные поручения. Не замечать и не болтать лишнего. А если надо — защитить персонального пассажира. 

Охранному делу персональных водителей стали учить не так давно. Вот тренировки кремлевского гаража особого назначения: «личники» из комбината «Россия» проходят облегченный курс. 

Проблесковый маячок, в просторечии «мигалка». Закаленные, морально устойчивые водители стараются ей не злоупотреблять. Зачем нервировать москвичей? Они «мигалки» не любят — уж слишком их много.

Известная шутка: мол, водителям спецтранспорта правила знать ни к чему — включил сирену и вперед, через сплошные, на «красный». 

Александр Николаев, генеральный директор ФГУ «Транспортный комбинат Россия»: «Это ошибочное мнение. Может, и присутствовало в начале 90-х, но сейчас с этим ведется очень серьезная профилактическая работа». 

Из десяти претендентов на работу берут двух-трех. Желающих много. Зарплата — хорошая, соцпакет — отличный. Но и требования высоки: профессиональный стаж — минимум пять лет, открытые категории B, С, D, E, безупречная анкета, знание Москвы. Стажерам на машину вешают «жучка» — отслеживают маршруты (нет ли попыток съездить «налево»), скорость. 

Владимир Шитарев, заместитель генерального директора по эксплуатации: «Мы не принимаем на работу водителей, долгое время проработавших в такси. Специфика, стиль вождения отличаются от такси». 

Негласное правило — не брать бывших милиционеров и чоповцев. Зато приветствуют бывших военных. Можно подумать, что это — слет бизнесменов. Но вот команда на выезд, и люди в солидных костюмах занимают места за баранкой. Водители застегнуты на все пуговицы, машины затянуты на все гайки. 

90 лет назад выяснилось: вожди пролетариата любят буржуазный комфорт. Голодная Страна Советов покупала для них самые дорогие иномарки. Сталин, напротив, патологически не доверял иностранной технике, с него начался расцвет отечественного ВИП-автопрома. 

ЗИЛ-41045 — уникальная машина. Одна из них — 1985 года. Конструкция такая, что даже в самых сильных заносах автомобиль никогда не переворачивается, остается на колесах. Внутри торжественно и просторно. Есть еще бронированная версия. 

Кстати, именно советские конструкторы разработали методику, когда вначале создавалась пуленепробиваемая капсула, а вокруг нее надстраивали сам автомобиль. Как водится, российское изобретение подхватили на Западе и теперь с успехом продают нам бронированные «пульманы», а российское производство зачахло. 

Была строгая иерархия: ЗИЛ возил генеральных секретарей и партийную верхушку, «Чайка» — рангом пониже — для министров и скромных членов ЦК КПСС, а черные «Волги» — для прочей номенклатуры. 

Потом была эпоха «Мерседесов» и знаменитый указ вице-премьера Немцова: «Российским чиновникам — российские автомобили». Это распоряжение до сих пор официально не отменено. «Волги», правда, остались в глубоком резерве. На ходу — BMW и «Форды» отечественной сборки. Поддержка российских заводов и определенная экономия. 

Пять лет назад к предприятию присоединили авиаотряд и группу судов во главе с президентским флагманом. Комбинат «Россия» теперь на земле, на воде и в воздухе.