Аптечная "археология".

RP.Sic transit  0,05

Gloria mundi  1,0

Aqva destilatae  0,1

 Через 2 часа по столовой ложке

 г-же Съеловой

Д-р  Зайцев

             Так шутил  А.П. Чехов по поводу рецептов и аптекарей.

А ещё можно и так:

А знаете ли вы, что , когда врач пишет непонятным почерком, он пишет про вас гадости? А потом вы приходите в аптеку, даете рецепт, аптекарь уходит с ним в служебную комнату, и там они с друзьями

ползают от смеха......

 

Однажды, копаясь в земле на своем огороде, я выкопала маленькую  бутылочку с носиком, явно аптечную, потом ещё одну поменьше, совсем целенькие, потом несколько битых..... Наверно, когда-то там выбросили аптечный мусор, но бутылочки были замечательные, такие жалко выбрасывать.

Я их отмыла, добавила ещё одну однотипную, украсила их сигнатурами и надписями, склеила  коробку и подарила своему несостоявшемуся (но любимому) зятю.

В каждой бутылочке было разное содержимое- "Для обаяния", "Для здоровья", "Для силы духа".

Нет теперь у меня этих замечательных бутылочек, только память осталась.

Я, почти как черепаха Тортилла, которой" всё вокруг казалось дивным 300 лет тому назад", помню старые аптеки, где готовили лекарства, смешивали, растирали, фасовали порошки в бумажки.

 К каждому лекарству прилагалась сигнатура- длинный, расширяющийся к концу  бумажный листок, на котором был написан состав лекарства( уже не таким почерком врача, который может прочесть только аптекарь), а четкими латинскими буквами;, и название аптеки, и сколько стоит , и как принимать.

Для лекарств, которые принимались по каплям были бутылочки с носиком,  желтые или синие бутылочки для защиты от света, с корковыми или притертыми пробками;мази раскладывались в фарфоровые или стеклянные баночки с желобком сверху.

Все бутылочки и баночки имели гофрированные бумажные шапочки, прикрепленные к лекарству тонкой веревочкой или резиночкой.

  

Сигнатура украшалась царским гербом, потом в советское время медицинской эмблемой " Чаша со змеей" и была довольно привлекательна, лекарство выглядело солидно , надежно, вселяя своим видом уверенность в основательность фармацевтической науки.

 

  

Эти бутылочки светлые , желтые и синие, трогательные бутылочки-капельницы с носиком, баночки для мазей, сигнатуры были чем-то очень человечным, близким, совсем не таким обезличенным, как теперешние тюбики и флаконы в картонных коробках.

И лекарство было выписано только ДЛЯ ТЕБЯ, и аптекарь готовил его для ТЕБЯ, а не на заводском конвейере десятками тонн.

 

Сигнатуры, кроме информационной пользы, давали возможность снова заказывать по ним лекарства, что было очень удобно при длительном лечении.

Я  пишу об этом потому, что тогда " Ах, была, как Буратино, я когда-то молода....", но очень болела и ходила по врачам и аптекам, как на работу.

И не знаю, заметили ли вы особенность аптек подолгу существовать на одном и том же месте? Я заметила это по  своему любимому Ленинграду( Петербургу, к названию которого я привыкаю, но ещё не  привыкла!)Тогда я жила за Казанским собором, в переулке у Банковского мостика и , естественно. ближайшей аптекой была аптека на углу Невского и ул. Желябова.

 

 

 

Это фото аптеки в начале 20 века - "Казанская аптека" А. Боргмана, и через 100 лет она (надеюсь) находится на том же месте.



Конечно, это уже другие аптеки - просторные, стеклянно-металлические, с открытым доступом к полкам с лекарствами на все случаи жизни,но исчезла романтика аптек с их ступками, аптекарскими весами, мензурками и таинством приготовления " снадобий и зелья".

Поэтому, чтобы не пропало прошлое, не оставив никакого следа в нашей жизни, иногда открываются экзотические аптеки-музеи, с колбами, ретортами, банками с какими-то сушеными рогами носорога или порошками печени ехидны, травами и  корнями, напоминая нам о бесконечно длинном пути врачевания человека, и о совсем недавно ушедшем - сигнатурах, баночках , бутылочках...

Это наша благодарная память об ушедших вещах. Вещи живы, они и есть наша жизнь, наша память.