«Ночь опустилась на город Ершалаим…»

Пришла в голову одна несколько сумбурная мысль. Попытаюсь её оформить. Как известно, в октябре 1961 г. на XXII съезде КПСС была принята III Программа партии, главная идея которой была сформулирована во фразе: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». При этом указывался срок завершения «развернутого строительства коммунизма» - 20 лет.

Сегодня для большинства населения России этот документ – не более, чем одна из самых сумасбродных идей Н.С. Хрущева. Дурдом «Солнышко», одним словом.

Но даже я, тогда 13-летний подросток, прекрасно помню, какие яростные споры вызвало принятие этой Программы, например, у нас дома, среди родных и знакомых моих родителей. Причем, что характерно, вопрос о том, когда и каким образом мы догоним и перегоним проклятую Америку, даже не обсуждался. Простая экстраполяция наших послевоенных темпов роста (несмотря на все экономические выкрутасы Хрущева, которого уже тогда окрестили «кукурузником») показывал, что это должно произойти уже лет через десять. Мы давили Штаты по всем фронтам: космос, самая мощная водородная бомба, ТУ-104, который отличался от британского Хэвиленда как голиаф от карлика, первые в мире суда на подводных крыльях, крупнейшая в мире Братская ГЭС и прочее, прочее. И еще – колоссальное изменение веса СССР в мире. Азия, за ней Африка становились, и весьма бурно, « нашими». События в Венгрии на этом фоне казались не более, чем недоразумением.

Но о чем же спорили? О человеке. Можно ли за двадцать лет сделать, к примеру, из деревенского кугута человека светлого будущего? И пессимисты, которых хватало и в нашем окружении, уверяли, что это совершенно дохлая задача.

«Коммунизм – было записано в Программе - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществиться великий принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”.

В ответ на это определение, пессимисты говорили: «Коммунизм мы-то построим, только жить в нем будет некому – разворуют, растащат по хатам».

Как оказалось, не правы оказались все – и коммунизм не построили, а что построили, то и растащили. Кто-то спер калькулятор из офиса, а кто-то и Братскую ГЭС.

А теперь мой вопрос: но ведь не чокнутые же люди тогда, 49 лет назад, жили в стране, осколком которой стала разворованная Россия? Пусть только малая часть верила, что «нынешнее поколение будет жить…», но ведь верили – если не через 20 лет, то через тридцать, сорок, на худой случай. Сейчас же НЕ ВЕРЯТ НИЧЕМУ И НИКОМУ.

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. ,<…> Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана». (Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»)