«Дело врачей»-чучхэистов в РК

На модерации Отложенный

Как сообщает южнокорейское агентство Рёнхап, 1 декабря 2015 г. девять врачей восточной медицины и три студента медицинских вузов Республики Корея были обвинены в государственной измене и пропаганде в пользу КНДР. Имена обвиняемых не разглашаются, но, как сообщили представители прокуратуры, дело в отношении них возбуждено по факту нарушения «Закона о национальной безопасности», запрещающего пропаганду северокорейских идей или публичные выступления с положительными откликами о КНДР.

Один из врачей, чье имя также не разглашается (известен пока только возраст – 42 года), также обвиняется во владении 527-ю печатными материалами, квалифицированными как «прославляющими КНДР», включая мемуары Ким Ир Сена, сочинения Ким Ир Сена и Ким Чен Ира и северокорейские материалы, пропагандирующие идеи чучхэ.

Как заявили в прокуратуре Пусана, «врачи-вредители» подозреваются в том, что в 2010-2013 гг. они опубликовали несколько книг с просеверокорейским контентом, например, философией чучхэ, которая является государственной идеологией КНДР. Как заявили следователи агентству Рёнхап, «обвиняемые фактически призывали к вооруженной борьбе и подготовке всеобщего восстания с целью совершения революции». «Установлено, что злоумышленники при помощи электронной рассылки, а также за счет размещения (запрещенной) информации на сайтах вели северокорейскую идеологическую пропаганду» в форме обмена черновиками текстов, которые они использовали для обучения людей просеверокорейской идеологии. Еще они подозреваются в восхвалении северокорейских лидеров, – в 2012 г. они будто бы проводили церемонию в честь дня рождения Ким Ир Сена, а также планировали поминальные церемонии по Ким Ир Сену и Ким Чен Иру.

Что можно сказать по этому поводу? Некоторые формулировки обвинений уже вызывают удивление. Что значит «они фактически призывали» – призывов не было, но были высказывания, которые «если один глаз закрыть, а другой прищурить», можно интерпретировать подобным образом? Тут в голову сразу же приходит не раз поминаемая автором история Объединенной прогрессивной партии, разогнанной властями после так называемого дела о заговоре: хотя, судя по их программе, это были  не чучхейцы, а еврокоммунисты, членов партии обвинили в целом пакете преступлений. Будто бы они обсуждали захват складов с оружием и полицейских участков, «чтобы помочь Северной Корее», планировали террористический акт на некоем нефтяном сооружении, разрабатывали «планы уничтожения различных стратегических объектов в РК» и нападения на ключевые объекты инфраструктуры страны и захвата власти в случае начала новой войны. Правда, уже на этапе предварительного следствия большинство обвинений было отброшено и де-факто осталось только тайное совместное исполнение революционных песен. Суд высшей инстанции «не нашёл достаточных доказательств существования антигосударственного заговора и антигосударственной организации», но ОПП все равно была распущена, а обвиняемые остались за решеткой.

И что именно понимается под просеверокорейским контентом – непосредственная пропаганда политического строя и достижений КНДР или левые идеи вообще?

Здесь надо напомнить аудитории, что ЗНБ обладает потрясающей широтой формулировок, и, скажем, требования об улучшении жизни рабочих и повышения качества условий труда вполне оказываются «деятельностью, приносящей пользу врагу». Требуешь, чтобы предприятие тратило больше на охрану труда – наносишь вред его прибыли и таким образом ослабляешь экономику страны, а значит, работаешь на Северную Корею, подрывая развитие Южной. Даже в 90-е гг. по этой статье сажали забастовщиков и профсоюзных активистов.

Также под запрет попадает любая похвала КНДР или попытки сомневаться в том, что к северу от 38-й параллели существует ад на земле, руководство которого априори во всем виновато. Именно законом о национальной безопасности заткнули, например, рот тем экспертам и журналистам, которые смели сомневаться в официальной версии гибели корвета «Чхонан», о которой мы недавно напоминали.

Затем возникает вопрос: если подозреваемые в течение трех лет публиковали книги с запрещенным контентом, отчего же власти пришли за ними только сейчас? Ведь формально все доказательства налицо, а ЗНБ позволяет сразу же сажать и за меньшее – напомним громкое дело, когда условный срок дали только за факт скачивания северокорейских мелодий с идеологически выдержанными названиями.

Оттого очень похоже на то, что задержание «врачей-чучхэистов» стало возможно только после окончательного утверждения трактовки законов, по которым любое хранение северокорейской или просеверокорейской литературы является преступлением и не требует дополнительных подтверждений того, что автор придерживался данных взглядов или активно распространял эту литературу в сети.

Мы писали об этом, и потому лишь напомним – индивидуальное хранение антигосударственной литературы без законного разрешения запрещено. Даже если ты просто интересуешься КНДР, не являясь патентованным борцом с коммунистической угрозой, это крамола, достаточная для того, чтобы дело было заведено.

Неслучайно одна из рабочих версий, объясняющих то, почему дело врачей было придано огласке именно сейчас, связана с тем, что южнокорейская разведка, вляпавшаяся в очередной скандал, должна продемонстрировать, что ее представители не зря едят свой хлеб.

Ведь в современной РК информация о состоянии дел на Севере известна, так что количество левых, которые поддерживают КНДР, скорее сокращается. Как и среди левых вообще; там идут весьма жесткие дискуссии о том, можно ли в принципе считать Север социалистической страной, или эта модель не имеет с левыми идеалами ничего общего и ближе, скажем, к национал-социализму. В такой ситуации пропагандисты-чучхэйцы вряд ли могут рассчитывать на успех, даже если все, что заявляют следователи, окажется правдой.

Как бы то ни было, поглядим, насколько громким окажется южнокорейское «дело врачей» и какими последствиями оно закончится.