Цены на нефть: слабый сдохнет, сильный возродится
На модерации
Отложенный
Мне совсем не кажется необходимым рвать на всех частях тела волосы по поводу падения цены на нефть. Все видят в этом снижение экспортных доходов, но никто пока не смог обосновать их жизненную необходимость. Я же в этих доходах вижу, наоборот, сплошные проблемы.
Это жуткий и постоянный соблазн отложить на потом импортозамещение, реиндустриализацию и связанное с ними создание рабочих мест. Нефтедоходы – жуткий и постоянный соблазн жить тем, что качнули, а не развивать свое химическое производство. Это – неминуемое развращение соседей, которые, не имея моря, вдруг стали самыми крупными экспортерами морепродуктов.
То есть высокие цены на нефть – это как доза для наркомана, что маячит перед глазами круглосуточно, не оставляя шансов на излечение.
Но кроме того это еще и снижение покупательной способности традиционных евроклиентов. Литр бензина стоимостью в полтора евро (около 100 рублей) не мог не сказаться на экономике Европы. И сказался так, что теперь на ее лечение эксперты отводят не менее 10 лет – и то при условии благоприятной конъюнктуры… А откуда её взять, эту благоприятную конъюнктуру? Тут и неблагоприятной уже не видно. Зато видны довольные морды боевиков ИГ, которых Империя Добра предписала Европе охранять от России, как самую большую евроценность…
А вот снижение цен на энергоносители, как и любое снижение накладных расходов, стимулирует развитие производства и покупательную активность населения – как на своей территории, так и за её пределами…
Конечно, если верить, что России, запускающей космические аппараты, не под силу спроектировать и собрать свою кофемолку… Ну, с этим уже не поспоришь, это уже религия, а у нас – свобода вероисповедания, всяк верует в то, во что хочет.
Теперь о том, как сама власть вписывается в объективную реальность. Есть целая армия романтиков, свято верующих, что Путин делает исключительно то, что ему с утра взбредет в голову, игнорируя все законы мироздания, включая земное притяжение.
Элементарная мысль, понятная даже школьникам, что не только ученик, но и учитель не совсем свободен в своем праве делать то или иное на уроке, у взрослых людей вызывает нешуточную истерику. И она заканчивается дивными взаимоисключающими лозунгами:
Власть – дерьмо, и это – навсегда!
Недолго этой власти осталось, не сегодня завтра уже свалится!
Скоро придут все хорошие и прогонят всех плохих!
Только сама власть способна что-то изменить – пусть этим и займется!
Чудно, ей богу! Особенно про скорую смену правящей элиты на другую, исключительно совестливую, заботливую и теплую, как подушка. Попытка расспросить поподробнее об этих чудесных и непорочных пришельцах уводит собеседников в "светлое царство социализма". Вот где никаких пороков не было, а партноменклатура только и ломала голову над проблемой повышения комфорта для рабочих и крестьян и соблюдения главного принципа "от каждого по способности – каждому по труду".
"А кто ж тогда сдал всю страну англосаксам в 1991-м, если не партноменклатура?" – этот вопрос приводит к еще более детским обидам и сворачиванию разговора в принципе.
И ведь уже не раз и не два было на пальцах показано, что новая элита всегда вырастает из старой – и не по щучьему веленью, а исключительно под давлением внешних обстоятельств. Именно эти внешние обстоятельства заставили после 1917-го 60% офицерского состава царской армии воевать со своими однополчанами в гражданскую войну. И эти же обстоятельства были причиной массового перехода дворян на сторону революции…
Точно так же и в 1991-м именно логика обстоятельств, которая, как говорил Сталин, всегда сильней логики намерений, привела советскую номенклатуру в стан антикоммунистов – и к развалу СССР. И она же – логика обстоятельств – неминуемо вытащит из среды роттенбергов и абрамовичей тех, кто, служа исключительно инстинкту самосохранения, переведет нынешний вселенский распил в русло созидания. И не потому что "вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил", а потому что по по-другому выжить просто не получится.
И другой властной элиты, других мотивов ее поведения не было, нет и не предвидится. Есть только та элита, что вырастает, как из коротких штанишек, из элиты предыдущей.
Пишу это и прекрасно понимаю, что "истинно верующим" мои слова – как об стенку горох. И опять одни будут рассказывать сказки про самоорганизующийся пролетариат, порождающий бессребреников, способных руководить государством. Другие – про миссионеров-англосаксов, желающих кормить и развлекать нас не щадя живота своего… И только сама жизнь как шла, так и будет идти своим чередом, по своим, объективным законам, мало замечая все метания в нашем человечнике…
Еще существует секта "свидетелей родной элиты". "Элиту надо готовить с детства, воспитывать, образовывать, закалять и учить!" –хором скандируют эти сектанты. Мол где-то "там", в каких-то пролетарских закромах сидят какие-то чистюли, социально ориентированные, в связях с олигархами не замеченные… Надо лишь вытащить их на-гора – и тут же все плохое поменяется на все хорошее.
Дескать нынешние марксисты-ленинцы, на самом деле не читавшие ни при какой погоде ни Маркса, ни Ленина, уже тайно подготовили эту заветную элиту – и только ждут удобного момента... Ну да, надо же и атеистам во что-то верить. Религиозные люди верят в пришествие Спасителя, атеисты – в пришествие этой спасительной элиты. Никакой разницы.
Беда всех этих разношерстных верующих одна: никто из них не собирается работать. Ни при какой, опять же, погоде. Вся их надежда – путем тех или иных заклинаний вернуть цену на нефть до блаженных 120 долларов за баррель. И от души, по справедливости, каждым понимаемой на свой лад, делить доходы от нее. И то, что ситуация уже поменялась в корне и никакого возврата до тех цен не будет – на этих верующих дармоедов не действует, хоть убей. Но в таком случае они, если не опомнятся, будут безжалостно убиты всей логикой вещей и объективных обстоятельств.
Комментарии