Россия в своей истории не раз выбирала совсем не тех союзников

Есть в нашей истории вещи, казалось бы, бесспорные и не подлежащие ни малейшему сомнению. Знаменитый переход русских войск под командованием Суворова через Альпы как раз из этого ряда. Между тем, и здесь не все так очевидно.

Вообще в истории русской армии есть немало примеров, которые с одинаковым успехом можно назвать героическими и совершенно бессмысленными, поскольку эти подвиги не принесли России ни малейшей пользы, разве что укрепили славу русского оружия. Между тем, нельзя забывать и о другой системе ценностей: на одной чаше весов слава, на другой - солдатские могилы. Вспомним хотя бы наши войны на Балканах, когда мы побеждали на поле боя, а затем все проигрывали за столом переговоров. Каждый раз получалось, что турок бить проще, чем дискутировать с австрийскими дипломатами или Бисмарком. Так что даже нравственные вопросы помощи «братушкам» нередко вызывали сомнение. Даже у таких знаменитых генералов, как Михаил Скобелев, который однажды заметил, что «Россия – это единственная страна, которая позволяет себе роскошь воевать из чувства сострадания». Иначе говоря, не грех вспоминать иногда о собственных интересах и жизни русского солдата. То, что переход Суворова через Альпы был подвигом, несомненно. А вот ответ на вопрос, стоило ли этот подвиг совершать, далеко не бесспорен. Как пишет известный историк Андрей Сахаров: «Этот подход был для России не нужен совершенно. Он (Суворов) погубил много людей. Конечно, скажут, как же так, вы замахиваетесь на такую гениальную фигуру, на такой великий подвиг народа».

И, ведь, действительно, скажут.

Россия в своей истории не раз выбирала совсем не тех союзников, а потом расплачивалась немалой кровью за свои просчеты. На этот раз подвели австрийцы. Сначала русская армия блестяще разгромила в интересах Вены французов в Италии, а затем направилась в Швейцарию, чтобы, соединившись с корпусом Римского-Корсакова, двинуться на Францию.

Не получилось. Австрийцы оставили русский корпус в Швейцарии на растерзание превосходящих сил противника под командованием Массены. Сегодня можно только гадать, что двигало венской политикой: некомпетентность или желание заставить Суворова поскорее оставить Италию под контролем австрийцев. Если справедливо последнее предположение, то план Вены сработал отлично. Ради спасения товарищей Суворов и решил идти кратчайшим путём через Альпы, повторяя поход великого Ганнибала. И опять подвели австрийцы, не обеспечившие русских даже достаточным количеством мулов для перехода в горах. Люди и лошади срывались в пропасть, армия таяла на глазах. И, тем не менее, Суворов овладел ключевым перевалом Сен-Готард и перешёл через опаснейший Чёртов мост. А вот на помощь корпусу Римского-Корсакова все равно не успел. Павел I, возмущенный поведением Вены, отдал Суворову приказ возвращаться домой.

Так и был совершен этот по сути бессмысленный подвиг, ничего не давший русским. Кроме множества новых могил на чужой земле.