На сайте одной хорошей школы висит грозное предупреждение для родителей: «Дисциплинарные проблемы должны быть решены ДО поступления в школу». Школа и родители уже много лет спорят, кто из них должен воспитывать ребенка, а дети растут. Первое невоспитанное поколение уже поступило в вузы, теперь от него стонут там.
Невоспитанное поколение жует, галдит и болтает по телефону на лекциях, проваливает поручения и совершенно не смущается своей дикости, принимая ее за свободу. Массовая школа уже много лет выпускает людей, искренне и повально не понимающих элементарных вещей. Может быть, поэтому основным требованием к личным качествам в объявлениях о вакансиях становится «ответственность», а основной претензией к студентам — «невоспитанность».
Примите меры
Реальные замечания из дневников: «Проследите, чтобы ваш сын переобувался в школе в сменную обувь». «Опасен для окружающих: кидался на уроке тетрадью. Примите меры». «Ваш ребенок встает на уроке и ходит по классу, примите меры!» У себя дома мы сами объясняем чужим детям, что прыгать по кроватям в обуви у нас не принято. Мы не пишем их родителям записок: «Заглядывал в мой бельевой ящик», а разбираемся сами. Почему школа не может?
С перестроечных времен и поныне школы считают, что их дело — «дать знания» (набор фактов для запоминания). А все остальное — дело родителя. Когда школа все же берется за воспитание, им оказываются конкурсы строя и песни в целях патриотизма. А вот повседневное воспитание в ребенке умения жить по правилам школа спихивает на родителей. Даже малышовые драки учителя иной раз не разнимают: смотрят со стороны, а потом пишут в дневник.
Воспитать до школы и вне школы умение вести себя в ней — это как научить плавать на суше. Школа — это еще и место, где дети учатся жить в обществе, соблюдать его законы и решать проблемы принятыми способами. Здесь социальный лидер — не родитель, а учитель. Именно взрослый лидер должен передавать младшим нужные навыки коллективного взаимодействия. Когда он от своей роли отказывается или на нее не годится, весь процесс передачи детям социальных навыков идет самотеком и заводит в джунгли, где мы и пребываем всем социумом, р-р-р.
Должностные обязанности
Недавно появился проект Профес-сионального кодекса учителя, где, в частности, говорится, что учитель не должен брать взятки, ругаться и терять самообладание. Учителя предсказуемо обиделись.
Но ведь хирург не падает в обморок при виде крови. Терапевт не гонит больного: бросишь курить, тогда приходи. Бортпроводник не бьет по морде пьяного пассажира. Детское асоциальное поведение — такая же часть работы и такой же профессиональный риск педагогов, как пьяные пассажиры, кровотечения и бестолковые клиенты в других профессиях, ибо мы все смертны, грешны и живем в неблагополучном обществе. Но только педагоги (или нет, еще милиционеры) систематически оправдывают свои срывы тем, что зарплата мала, дома проблемы, а клиент нехорош. И только в системе образования подготовка и должностные инструкции сотрудников настолько неадекватны их задачам.
Вот на учительском форуме жалуется педагог: «За три года поисков решения я слышала лишь слова о том, что все ученики должны быть заняты, заинтересованы все 45 минут, что урок должен быть увлекательным для всех... В обычной средней школе на окраине рабочего района это просто невозможно. Заинтересовать ребенка с изувеченной современной жизнью, сморщенной душой, которому интересны лишь секс и насилие? Такое чудо может совершить, пожалуй, лишь учитель от Бога. <...> Сейчас я работаю в поселковой школе. Дети словно только что привезенные из джунглей… Я могу четыре минуты урока стоять и просить дневник, а мне его так и не отдадут. Я могу по сто раз просить (за урок) не качаться на стуле, не жевать шоколадку или не пить сок, не разговаривать по телефону, не... не... не... и т.д.».
Поразительно, что за пять лет профессионального образования и «три года поисков» так никто и не объяснил человеку элементарного: четыре минуты урока просить дневник нельзя. Это неприлично и непрофессионально. Поразительно, что рядовому учителю некуда пойти и не с кем поговорить об этих проблемах, негде узнать, «что делать, если ученик не дает тебе дневник», и простое наведение порядка в классе кажется ему чудом: ведь с этим контингентом ничего сделать нельзя.
В спецшколах для детей с девиантным поведением, где контингент действительно о-го-го, учителя с ним работают, не требуя от родителей «принять меры». Вот в московской спецшколе №3 существует полезный документ под названием «Единые педагогические требования по взаимодействию с учащимися на уроках и внеклассных занятиях в случаях…», дальше перечислены случаи — от опоздания на урок до нецензурной брани, появления на уроке в пьяном виде и прогулов.
Так, при опоздании ребенка на урок учитель «обязан впустить опоздавшего ученика на урок независимо от времени опоздания», не вести с ним бесед не по теме урока, а поговорить потом; сейчас — только дать ему задание. В случае отказа ученика от работы учитель «не реагирует на провокационные высказывания и действия, держится корректно, вовлекает в учебный процесс путем разнообразных видов деятельности, учитывая эмоциональное состояние ученика в данный момент». В исключительных случаях возможно удаление из класса, но только так: учитель обращается к дежурному, дежурный «препровождает ученика для реабилитации в психолого-социальный отдел, сообщает об этом воспитателю и возвращается на пост», специалист «при нормализации настроения ученика возвращает его на урок», учитель «продолжает вести урок, не отвлекаясь на опоздавшего и давая ему дополнительно инструкции по ходу урока».
Что же мешает школам, учебным округам, департаментам образования и Минобрнауки внедрить опыт спецшкол в общероссийскую практику, раз уж дети «поголовно девиантны»?
Волшебный пендель
Разумеется, на все случаи школьной жизни написать должностную инструкцию нельзя. Но если российские учителя из года в год массово наступают на одни и те же грабли, то и бесчеловечно, и управленчески безграмотно будет утаивать от них, как эти грабли обойти. Большинство школьных конфликтов предсказуемо; с неподчинением учителю, отказами от работы, перевозбуждением, агрессией можно справляться прямо на месте, причем именно предотвращать, а не наказывать постфактум.
Но учителя обычно действуют по схеме: «наказал — не подействовало, удвоил силу». Случай из жизни: первоклассник играл на уроке с игрушкой, учительница несколько раз прикрикнула на него, а потом сунула игрушку в мусорное ведро, откуда ребенок со слезами доставал ее под хохот класса. Другая учительница в аналогичной ситуации просто напоминала классу, что играть можно на переменах.
Репрессивные решения — простые. Их предпочитают и родители, и учителя. И общество думает, что проблему учительского непрофессионализма можно решить выговорами, увольнениями и черными списками (недавнее предложение прокуратуры Москвы). Но на волшебный пендель в педагогике уповать так же глупо, как и в садоводстве: сад пенделями не вырастить.
Да, учитель работает с душой, и его работа должна быть штучной. Но хорошая техника не мешает таланту, а оттачивает его. Инструкция не сделает учителя хорошим человеком, но даже если он научится делать меньше ошибок и провоцировать меньше конфликтов — и напряжение в классе снизится, и самому ему будет легче.
Не нужно конфронтации с классом. Не нужно от крика переходить к стуку указкой. Воспитательная работа — не беседы о правильном, а личный пример поведения в трудной ситуации. Психологический комфорт на уроке и благодарность — страшная сила. Не надо бояться пряника. Кнута дети видят достаточно, и он перестает работать очень скоро.
Не учите нас жить
Многие педагоги болезненно воспринимают любые попытки чему-то их научить: «не учите меня жить, лучше помогите материально». В лучшем случае — «не надо нам вашей теории, вы скажите, что мне делать с Ивановым»… Тем, кто все-таки ищет ответ, что делать с Ивановым, пригодилась бы библиотечка практических советов по работе с типичным проблемным поведением. Доступны ли такие материалы учителю?
Интернет, который должен нести просвещение в отдаленные школы, не помогает: в его русской части можно часами искать советы по теме и найти только общие рассуждения. В англоязычной — первые же запросы приносят улов подробных и толковых советов по профилактике проблемного поведения (для примера: один из десятков таких ресурсов — www.educationworld.com). Может, книги для учителя есть? Перелопатила каталоги магазинов, нашла массу книг по нравственному, духовному, гражданскому, патриотическому, экологическому воспитанию. И одну — по дисциплине в классе (Шарон Берри. «99 полезных советов относительно дисциплины в классе», Киев, 2003, дешевая переводная брошюрка в несколько страниц). Еще Томас Гордон «Как привить ребенку дисциплину», но это больше для родителей (для сравнения: на amazon.com сейчас в продаже 2267 книг на эту тему).
Но даже если нет ничего современного, то вот вам классический Макаренко — «Методика организации воспитательного процесса»: «Иногда под дисциплиной понимают только внешний порядок или внешние меры. Это самая гибельная ошибка, которая только может быть в воспитательном учреждении. При таком взгляде на дисциплину она всегда будет только формой подавления, всегда будет вызывать сопротивление детского коллектива и ничего не будет воспитывать, кроме протеста и желания скорее выйти из сферы дисциплины».
Антон Семеныч тоже, кстати, в дневники своему контингенту замечаний не писал.
Комментарии
Я, сидя на первой парте, пытаюсь расслышать то, что под нос бормочет учительница, но не слышу НИЧЕГО - такой гвал в классе. Учительница даже не пытается урезонить или перекричать класс, все равно ее никто не слушает.
Примерно то же творилось на всех остальных уроках.
В ми-и-ии-илой распрекрасной советской школе, о которой сейчас все проливают крокодиловые слезы.
А может - хватит врать?
Как было СКОТСТВО. так и осталось СКОТСТВО.
вот и все.
И ни в одной школе подобного, даже близко, не наблюдал.
Были, конечно, и такие, как Вы описали, знаю по рассказам учителей, которые работали в спецшколах для умственно отсталых...
А вообще мне невероятно повезло и со школой и с учителями.. Дисциплина в нашей школе была не то чтобы железная, но нарушений на уроках не было... Учителя всему причиной: исключительно интересно преподавали..Старая школа..
Вот позже, когда стали старики отправляться на пенсию, стали приходить молодые специалисты..Вот тогда, в старших классах мы насмотрелись всех и всяческих истерик.. Швыряние ученических принадлежностей в форточку, изгнание из класса за ухо и пинком, вопли переходящие в ультразвук и лопающиеся от него лампочки, лупление по головам учеников указками и тяжёлым классным журналом в кожаной оплётке... От такого любой самый крепкий и дисциплинированный класс "станет на рога".
Нам повезло, мы попали в класс к педагогу со стажем больше 20-ти лет, которая за последние 10 лет в городских конкурсах места менее третьего не получала. Это чудо, а не госслужащая... Самая страшная угроза моему Василию - в другую школу переведём. На этом всё, тишина...
Господи! Как хорошо, что я не учитель и никаким боком ко всему этому отношения не имею. Жаль мне сегодняшних учителей...
Каждый год плодят. Порой, учителя уже невоспитанные, эгоистичные и озлобленные - чему они могут научить ?
Система воспитания искажена потому, что мы сами никак не решим чего хотим и куда нужно двигаться.
Не помню, кто-то из мудрых сказал: "Нельзя научить, можно научиться."
Одна паршивая овца все стадо заразит.
Если в классе будет один или два чада из местной плутократии, то их беспредельное поведение развратит остальных.
Я училась в школе на рабочей окраине далекого от Москвы города. На уроках истории картина была один к одному с описанным выше...
Трижды писал Дм. Медведеву о необходимости нац. проекта "Культура". Но каждый раз мои письма пересылались в... Минкульт.
Для того, чтобы понимать роль культуры, надобно этой самой культурой обладать. Потому что только по настоящему культурный человек способен осознавать значение культуры.
Понятно, что письма граждан Дмитрий Анатольевич не читает. Понятно и то, что читальщики этих писем - люди, извините, некультурные...
И что теперь делать?
О какой к черту "культуре" тогда можно говорить?!?!
а собственно что тут обсуждают то?
"Тем, кто все-таки ищет ответ, что делать с Ивановым, пригодилась бы библиотечка практических советов по работе с типичным проблемным поведением. Доступны ли такие материалы учителю?" - вы что, издеваетесь? Они педагоги или асфальтоукладчики? Чему , блин, учились в педагогических?
Я не хочу чтобы моему ребенку чужой человек читал морали.Кто может поручиться за то, что все наши преподаватели образцы культуры, воспитания и обладатели прочих добродетелей? Я таких редко встречала.
С другой стороны я сделаю все,чтобы объяснить своему ребенку как нужно себя вести и сказать ему, где он неправ.
Я кстати чужих детей тоже не считаю возможным ругать,и взаимодействую с их родителями.
Просто у учителя должны быть рычаги воздействия,не связанные с оскорблениями и физическим воздействием. И на самом деле они есть.
Например,выставить из класса(собственно делать так каждый раз когда дисциплина не сохраняется),оценки и т.д.
Мой опыт показывает что поведение учеников зависит на 90 % от харизмы преподавателя. Я сама училась в колледже, где, несмотря на класс полностью состоявший из девушек, поведение нескольких (а это способно испортить всем жизнь) было отвратительным. Были преподаватели, у которых они были как шелковые,а были такие,при которых вели себя непотребно. Их личная культура от этого никак не менялась, но дисциплина в разных случаях была абс разная
Так что глядишь в одном готовящаяся реформа платного образования будет все же полезна - "ученых" будет меньше, а соответственно и интеллигентского ничего не значащего трёпа тоже поубавится! В Чёрной Африке, например, таких вопросов как мы обсуждаем даже не ставят. И все потому, что там образование ценится, в отличие от нас... "ученых блин"!
Я абсолютно уверен в том, что воспитанием (правилами поведения в обществе) должны заниматься (отвечать) родители, а знания должна давать школа. Изначально авторитет родителей значительно выше новых людей, которые принимают ребёнка в школе. И это надо поддерживать, поскольку родители, папа и мама, у ребёнка одни. И никто кроме них не будет любить его больше. Поэтому, считаю, что школа должна быть ответственной за знания, а родители за воспитание.