Георгий Сатаров: мы движемся к феодализму
На модерации
Отложенный
Политолог, социолог, президент Фонда прикладных политических исследований ИНДЕМ ("Информатика для демократии") Георгий Сатаров в 1993 году участвовал в работе Конституционного совещания. Это был орган, созданный по инициативе Бориса Ельцина для согласования двух проектов Основного закона – "парламентского", разработанного Конституционной комиссией Съезда народных депутатов, и "президентского", созданного при участии Сергея Шахрая, Сергея Алексеева и Анатолия Собчака. Конституционное совещание внесло несколько сотен поправок в "президентский" проект, дополнив его положениями из "парламентского". Итоговый документ был вынесен на референдум 12 декабря 1993 года. День Конституции был объявлен государственным праздником и просуществовал в этом статусе 10 лет. В 2004 году он стал рабочим днём. Оппозиция считает это одним из проявлений того, как изменилось в стране отношение к Конституции. Что произошло с нашим Основным законом за 22 года, "Фонтанка" спросила у Георгия Сатарова.
- Георгий Александрович, вас называют одним из авторов действующей Конституции…
– Нет-нет, здесь постоянно идёт преувеличение. Я был только членом Конституционного совещания, а таких было 800 человек. Так что не надо преувеличивать мой вклад.
- И всё-таки к принятию Конституции вы имели вполне конкретное отношение. Что это такое произошло с вами 12 декабря?
– Ничего нового: очередное беззаконие. Я стоял в одиночном пикете, подошли менты, попросили пройти с ними.
- Одиночные пикеты у нас, кажется, пока не запрещены. Наоборот – такое право гарантировано вот как раз этой самой Конституцией. Как вам объяснили "просьбу"?
– А никак не объяснили. Никак. Я, конечно, попросил, но они ответили – мы, мол, там вам всё объясним. Сопротивляться мне, понятно, не хотелось. Чтобы совсем уж не вводить их в искушения. А поскольку протокол мне так и не вручили, а выперли из участка, я так и не знаю, что они мне там инкриминировали. Но то, что они там сидели, как обычно, фальсифицировали, – это очевидно. Потому что протоколы собирались подписывать люди, которых на месте просто не было. Это их профессия, и мы об этом открыто заявили.
- И что вам ответили?
– Нам ответили: "У вас же есть возможность потом оспорить в суде?". В общем, ничего нового. Абсолютно стандартное беззаконие, ставшее уже постоянной практикой.
- Только тут ещё занятный момент, что произошло всё в День Конституции.
– Да плевать им на это! Это для нас с вами в этом есть, скажем мягко, занятный момент. А им плевать с высокой горы.
- Зачем вас задерживали?
– Насколько я знаю, это было решение, принятое на уровне мэрии Москвы. Федеральная власть не хотела в это вмешиваться. Это моя информация из разных независимых источников. Мне она представляется правдоподобной. Так что когда московская власть говорит, что на них давят, их надо посылать к матери. Они сами готовы давить кого угодно.
- Понятно. Пикет-то ваш чем и кому мешал?
– Наш пикет им, возможно, и не мешал. Но это следствие первоначального антиконституционного решения. Антизаконного – по их же собственным законам. Которое принято московской мэрией. Понятно, что такие решения сопровождаются неформальными пояснениями: всё недопустимо, гнать, гнобить, припаивать и так далее. Ну а дальше по этому решению работают несчастные исполнители. Которые прекрасно понимают, что заняты беззаконием.
- Как вы считаете, сейчас, в сегодняшних условиях, могла быть принята эта Конституция – или она была бы другой?
– Вот у нас за время действия одной этой Конституции было три президента. И это было три абсолютно разных, несопоставимых, президентства. При одной и той же Конституции. Конституция работает только тогда, когда она исполняется. А исполняется она только тогда, когда это нужно гражданам. Вот и всё.
- Граждан, которые поддерживают нынешнего президента и нынешнее президентство, как раз большинство…
– Нет уж, извините, это – миф. Это полная ерунда.
- Да-да, мы с вами недавно это обсуждали. И всё-таки: раз Конституция так массово, как вы говорите, не исполняется, может, пора её менять?
– Менять надо психологию и политическую практику граждан. Без этого всё бессмысленно, какую бы хорошую Конституцию вы ни написали. Я вас уверяю: есть транзитные страны с проблемами не меньшими, чем у нас, но конституции там гораздо более выверенные и совершенные.
- Ну, в Советском Союзе тоже текст Конституции был вполне выверенным и совершенным.
– Да нет, это была идиотская Конституция. Но Михаил Александрович Краснов (юрист, специалист по конституционному праву, профессор Высшей школы экономики, – "Фонтанка") занимался сравнительным конституционным анализом, и после очень серьёзных изысканий и сравнений он сказал мне: ты прав, дело не в тексте, дело в практике.
- Какие страны вы имеете в виду?
– Транзитные – это страны, которые с помощью в том числе и принятия демократических конституций пытаются перейти к другой политической системе.
- Вот у нас это движение шло с конца 1980-х, и принятие Конституции было вехой. Но 22 года – для истории очень маленький отрезок. Мы ещё движем куда-то, у нас временная остановка, мы уже "приехали"?
– Сейчас это уже давно движение в обратную сторону – к феодализму. Конечно, 22 года – это действительно маленький отрезок. Но то, что было до "нулевого" года и то, что происходит после, – это разнонаправленные движения.
- "Нулевой" год – это, если я вас правильно поняла, начало президентства Путина. Вы хотите сказать, что дело лично в нём?
– Да нет, не нужно преувеличивать его значение! Дело в гораздо большей степени в нас.
- Что мы такого сделали, чтобы движение пошло в другом направлении?
– Видите ли, постреволюционные периоды, связанные с некими откатами назад, происходили в разных обществах. Существует такое понятие, как усталость от революции. У нас на это накладывались и 70 лет советской власти, и предыдущая монархия. У нас было не так уж много периодов движения к демократии. Наверное, всего три: при Александре Втором, при Временном правительстве, если угодно – в начале XX века, и то, что началось при Горбачёве и продолжилось при Ельцине. Это не так уж много. Так что происходящее сегодня – это наши проблемы, и нужно начинать менять, прежде всего, себя. А потом уж думать, как мы изменим власть.
- Раз "откаты" бывали у многих, может, это – явление временное, часть общего движения вперёд?
– Нет-нет. Представьте: вы поднимаетесь по лестнице, а потом споткнулись на втором этаже, скатились вниз, но говорите, что это – часть движения на третий этаж.
- Ну, да. Я же всё равно иду на третий этаж. Скатились, встали и дальше пошли.
– Это если встанем. Если уцелеем. А как раз с этим есть проблемы.
Комментарии
у нас уже феодализм в извращенной форме
Комментарий удален модератором
Мао Цзэдун, «Новый Китай», Пекин, 1964
Письмо евреев Сталину
Мы продали заложенные тобой ледоходы и атомоходы, и купили себе яхты. Это, кстати, вовсе не метафора, это факт нашей биографии.
Поэтому твоё имя зудит и чешется у нас внутри, нам хочется, чтоб тебя никогда не было.
Ты сохранил жизнь нашему роду. Если бы не ты, наших дедов и прадедов передушили бы в газовых камерах, аккуратно расставленных от Бреста до Владивостока, и наш вопрос был бы окончательно решён. Ты положил в семь слоёв русских людей, чтоб спасти жизнь нашему семени.
Когда мы говорим о себе, что мы тоже воевали, мы отдаём себе отчёт, что воевали мы только в России, с Россией, на хребте русских людей. Во Франции, в Польше, в Венгрии, в Чехословакии, в Румынии, и далее везде у нас воевать не получилось так хорошо, нас там собирали и жгли. Получилось только в России, где мы обрели спасение под твоим гадким крылом.
Комментарий удален модератором
Видимо, не могут предложить концепции, способной изменить ситуацию.
А ругать может каждый...
Походить по пустыне лет 40, как евреи ходили.
Похоже нам это предстоит.
И что она сможет сформулировать, что из себя представляет это благосостояние народа?
Природа человека такая - удовлетворять СВОИ потребности и желания.
Но есть ограничение в виде общественной воли, выраженной в законе (декларация) и его применении (фактическое положение дел).
Пока общий уровень нас с вами (нашего народа) такой, никакой общественной воли нет.
Есть стокгольмский синдром к захватившему власть фараону.
40 лет по пустыне - это метафора о том, что от рабства внутри себя придется избавляться в голоде и холоде и в колючей проволоке. Иначе не дойдет.
Потому что в Кремле работают по Талмуду.
Simeon Haddarsen, fol. 56-D: "Когда придёт Мессия каждый еврей будет иметь по 2800 рабов."
15. Nidrasch Talpioth, стр. 225-L: "Иегова создал неевреев в человеческом обличии чтобы евреям не пришлось пользоваться услугами животных. Следовательно неевреи - это животные в форме человека, которые приговорены служить евреям днём и ночью."
Libbre David 37: "Сообщать гоям что нибудь о наших религиозных отношениях
равнозначно убийству всех евреев, так как если бы они узнали чему мы учим о них, они бы убивали нас открыто."
Tosefta Aboda Zara VIII, 5: "Как определить слово грабёж? Гою запрещено воровать, грабить, брать женщин и рабов у гоя или еврея. Но еврею не запрещено делать всё это по отношению к гою."
22. Seph. Jp., 92, 1: "Бог дал евреям власть над имуществом и кровью всех наций."
23. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 156: "Если еврею задолжал гой, другой еврей может пойти к гою и пообещав ему денег, обмануть ...
Источник: http://gpolitika.com/evropa/faktor-le-pen.html
критикующие путина - стремительно тупеют .........до полного бреда .........
Ссылается на филиал ЦРУ в России (ВШЭ) и хочет чтобы его выводам поверили. Сомневается что уцелеет, как будто такое интеллектуальное убожество кому-то нужно.
Но есть и здравые мысли, например, что современное русское общество движется к олигархическому феодализму с вкраплениями до 10% "невидимой руки рынка".
Естественно сей господин утверждает, что настоящая демократия была при царе Горохе( не буду спорить, спорить можно с серьезным противником, а не тем, который говорит, что демократия была в начале 20 века- тогда высшее проявление этой демократии, расстрел декабря 1905 года), и конечно высшее прояв...