Королева скандала

Леся Рябцева. Фото: скриншот программы на НТВ

Новое разоблачение канала НТВ «Королева скандала» порадовало свежестью мотивов. На политическую авансцену в качестве примера для подражания выведена героиня из породы тех, кого в прежние времена называли «двухкорытными». Хрупкая, будто вся состоящая из острых углов Леся Рябцева совсем не похожа на мощного Азефа, двойного агента и провокатора начала прошлого века. Но есть в них нечто общее, «двухкорытное» — страсть к предательству.

До недавнего времени Леся Рябцева работала на либеральном «Эхе Москвы», но именно либералов она решила сдать в первую очередь. Впрочем, разоблачительная стихия «новых русских сенсаций» скудна и уныла. Она укладывается в один абзац: Навальный — политический импотент; Ходорковский — манипулятор и провокатор; Касьянов — трус, сбитый летчик. И, собственно, не было бы никакого смысла писать ни о даме, ни о программе, если бы не одно обстоятельство. С некоторых пор сочинения НТВ плавно перетекают в уголовные дела. Сергей Удальцов сел вскоре после очередных «анатомий», да и Навальный обзаводится всякий раз новым судебным разбирательством в соответствии с изгибами эфирной сетки.

 

Рябцева услужливо подсказывает мастерам следствия, где именно нужно копать. Во-первых, жена главного оппозиционера Юля «задабривала нас чаем с печеньками» (Госдеп не дремлет). Во-вторых, у Навального в огромной команде есть американские политологи (Госдеп снова не дремлет). В-третьих, пора разобраться, на какие средства он открыл свой фонд (ну держись, Госдеп).

И вообще — у внесистемной оппозиции имеется «крыша», а у Ходорковского — куча агентов в России. Так что, господа, следите за рукой. Намечаются большие перспективы для новых дел.

Впрочем, идеологический аспект проблемы меркнет на фоне аспекта человеческого. Из жульнического монтажа, из обрывков фраз, из сальных намеков, из мутных картинок рождается образ королевы скандала. И от этого образа оторопь берет. Ведь Леся Рябцева, явленная городу и миру как новая русская сенсация, не просто персонаж, она знак и символ времени, когда торжествует агрессивное невежество. А если оно помножено на моральную нечистоплотность, такому человеку сегодня просто нет цены.

Даже легендарная Света из Иванова лучше чувствовала родной язык, чем Рябцева. Первый раз вижу журналиста с лексическим запасом, логикой, понятийным аппаратом двоечника начальной школы. «Мне совершенно все равно, кто сидит передо мной. Я могу позволить себе и резкость, и хамство, и объективность», — гордо заявляет «Сноуден в юбке» (так ее почтительно величают безымянные авторы программы), искренне полагая, что она перечисляет синонимы.

Недостаток образования Рябцева с лихвой компенсирует воинствующей злопамятностью: «Если человек позволяет себе в мою сторону нападку, я имею право ответить». «Нападку», если верить программе, позволили многие, но и у Леси никто не забыт, ничто не забыто. О своих бывших коллегах она говорит с чувством глубочайшего омерзения. Мастер-класс от Леси вызывает сходную реакцию.

 Читайте также:  Дмитрий Быков: Из тех, о ком возможно говорить, осталась Леся Рябцева, и только.