Острова: внезапное рождение и быстрая смерть

В марте 1882 года торговое судно «Джесмонд» под командованием капитана Дэвида Робсона, ходившее под английским флагом, с грузом сухофруктов направлялось из порта Мессины в порт Нового Орлеана. Паровое судно благополучно миновало Гибралтарский пролив и вышло в Атлантический океан. Через несколько дней их взору открылась странная картина: вся поверхность океана на многие километры была усеяна мертвой рыбой. Создавалось впечатление, что море превратилось в огромный кипящий котел, в котором готовили обед, достойный Пантагрюэля.

Это происходило в 450 километрах к западу от Гибралтарского пролива, в районе гор Ампер и Джозефина, входящих в систему подводных гор Хосшу.

На следующий день с борта «Джесмонда» была замечена струйка дыма и уже скоро моряки увидели на горизонте большой гористый остров, которого, согласно бортовым навигационным картам, там не должно было быть. Из глубины острова угрожающе поднимались столбы плотного дыма, а количество погибших рыб разных видов увеличивалось по мере приближения корабля к острову.

Соблюдая осторожность, капитан Робсон бросил якорь на расстоянии более одной мили от берега. Якорь достиг дна на глубине примерно 40 футов (12-13 метров).

Капитан решил обследовать остров, берега которого были абсолютно пустынны и не имели песчаных пляжей и каких-либо признаков жизни и растительности. Поверхность острова была покрыта вулканическими обломками, и всё свидетельствовало о том, что остров совсем недавно появился на свет из глубин океана.

Попытка капитана и части экипажа пройти в глубь острова в направлении гор, над которыми поднимались грозные столбы дыма, оказалась безуспешной из-за непреодолимых трещин, сделавших опасным и невыполнимым дальнейшее исследование острова. Экспедиция была вынуждена вернуться на место высадки. Но на этом сюрпризы не закончились. Недалеко от сильно разрушенной скалистой гряды, на которую, казалось, обрушился страшный гнев богов, моряки увидели остатки стен, частично треснувших в результате внешних воздействий. Кроме того, в ходе проведенных раскопок были найдены наконечники стрел, мечи, палицы, кольца и другие изделия, а также фигурки животных и огромные кувшины. Были извлечены и другие изделия, представлявшие значительный интерес.

Однако наиболее интересной находкой стала мумия, заключенная в тяжелый каменный саркофаг, частично покрытый плотными вулканическими отложениями.

К вечеру следующего дня саркофаг и другие находки, с большими трудностями, были перенесены на борт «Джесмонда».

Робсон, ввиду надвигавшейся непогоды и необходимости доставить груз в установленный срок, решил прекратить дальнейшие исследования острова и продолжил путь в Новый Орлеан. Прибыв в место назначения, Робсон поделился в печати своими открытиями и заявил о желании подарить находки Британскому музею.

Безусловно, подтверждение этого открытия, сделанного в том районе, где, согласно древним преданиям, находился потерянный континент, и тщательное изучение сделанных находок с использованием современных методов датировки на основе радиоуглеродного анализа могло бы стать весомым доказательством существования Атлантиды.

Однако этого не произошло. Во время бомбардировки Лондона в сентябре 1940 года был разрушен офис пароходной компании, которой принадлежал «Джесмонд». Кроме того, сгорел архив, где хранился бортовой журнал Робсона, и все записи были безвозвратно утрачены. Но и это еще не всё: сами находки, и без того имеющие огромную научную ценность, невероятным образом исчезли неизвестно куда. Британский музей так и не получил их в качестве обещанного дара.

Сделанные под присягой заявления капитана Робсона и членов экипажа «Джесмонда» были подтверждены и дополнены целым рядом фактов и свидетельств, приведенных в газетах того времени, в том числе и в «Нью-Йорк таймс». В то же самое время, когда совершал свой рейс капитан Робсон, в этом же районе экипажами других кораблей были отмечены огромные косяки мертвой рыбы (некоторые моряки даже осмелились попробовать почти готовое вареное мясо и нашли его вполне съедобным).

Белитц в своей книге попытался оценить масштаб этого явления: на площади почти в 11 тысяч кв. километров погибло примерно 500 тысяч тонн рыбы! Суммируя аналогичные свидетельства, Берлитц идет дальше и приводит возможные размеры таинственного острова: сорок пять на тридцать километров!

Первого апреля 1882 года в газете «Нью-Йорк пост» был опубликован рассказ капитана парохода «Вестбурн»  Джеймса Ньюдика и членов его экипажа о большом острове, всплывшем ниоткуда, который они увидели на пути из Марселя в Нью-Йорк в районе 25 градусов северной широты и 24 градусов восточной долготы. В хрониках неоднократно сообщалось и о других случаях удивительного и неожиданного появления островов, вскоре бесследно исчезнувших. В этой связи нельзя не упомянуть остров огромных размеров вулканического происхождения в районе Азорских островов, получивший название Самбрина. Он как внезапно появился на поверхности океана в 1811 году, точно так же и исчез сразу же после нанесения его на географическую карту. То же самое можно сказать и о двух небольших островках, внезапно появившихся в 1931 году у берегов Бразилии недалеко от архипелага Фернандо-де-Норонха, они даже не успели стать причиной международных споров за право на их владение, поскольку вскоре скрылись под водой.

Остров Суртсей также возник в Исландском море в ноябре 1963 года в результате извержения подводного вулкана, но жизнь его, как и в упомянутом случае с островом капитана Робсона, продолжалась недолго.

источник