Яценюка еще не вынесли

На модерации Отложенный

Прошел год измывательства правительства «главного коррупционера» Украины Арсения Яценюка над страной и народом. Пришло время отчета Кабинета министров в парламенте. Для начала, как было сформулировано кабминовскими аппаратчиками, в рамках проводящегося по пятницам «Часа вопросов к правительству», хотя на этот раз премьер запросил три часа. Вместе с отчетом назревало и решение гамлетовского вопроса: быть или не быть.

Вопрос для правящей в Киеве клики оказался непростым. Тем более что вице-президент Джо Байден, от которого Петр Порошенко со товарищи ожидали прямого указания, как быть с проворовавшимся премьером (хотя и сам президент даром времени на ниве личного обогащения не терял), прямого ответа не дал.

С одной стороны, оказалось, что премьер-коррупционер стал Байдену «другом и партнером», с которым «впереди еще долгая дорога». С другой  -  отметил, что «нельзя найти ни одной демократии в мире, где раковая опухоль коррупции процветает так», как на Украине. Впрочем, последнее замечание Байдена могло местных коррупционеров и воодушевить: если коррупция вполне совместима с демократией, почему бы и дальше не воровать?! В конце концов, Байден, как и Обама, находится в положении хромой утки, и скоро они уйдут, а на Украине еще немало чего такого, что «неправильно лежит». В крайнем случае можно отобрать у коллеги по ремеслу.

Сам Яценюк, не исключая худшего развития событий, пригрозил, что в случае принятия парламентом резолюции недоверия правительству и его отставки подконтрольная ему фракция «Народный фронт» выйдет из коалиции. Это означало бы проведение досрочных парламентских выборов, чего не хотят ни зарубежные кураторы Украины, ни Порошенко.

«Достижения» правительства, конечно же, впечатляют. Их не в состоянии умалить даже отечественная статистика. «Колоссальные усилия» правительства привели к тому, что за январь-октябрь производство промышленной продукции сократилось на 15,4%, добывающая промышленность сжалась почти на 17%, перерабатывающая отрасль обвалилась на 15,3%, при этом производство продуктов питания сократилось на 12%. Машиностроение упало на 18%, производство сельскохозпродукции сократилось на 4,4%, а строительство на 21%.

Экспорт сократился на 31% (при открытости рынков ЕС!). Инфляция достигла 49,5%. Реальная зарплата уменьшилась почти на 23%. По итогам года ожидается сокращение ВВП на 10%.

Такие «прорывы» за год премьерства Яценюка привели к тому, что рейтинг возглавляемой им партии «Народный фронт» упал с 22% до 2,7%. Чтобы избежать публичного фиаско, «фронтовики» были вынуждены отказаться от участия в местных выборах в октябре нынешнего года.

Арсений Яценюк, готовясь к отчету, провел мощную кампанию в СМИ, пытаясь превратить очевидные провалы правительства в его якобы несомненные успехи. В том же ключе премьер отчитывался в парламенте. За год сформирована власть. Украина показала народу и всему миру способность бороться и достигать результатов. Благодаря бюджетной децентрализации казна получила дополнительно 40% дохода. На самом деле это произошло благодаря инфляции и оценке «дохода» по номиналу. В силу той же причины не отвечают истине утверждения премьер-министра о росте социальных стандартов, как он выразился, на 13% и 19%. При 50-процентной инфляции произошло их снижение практически в два раза, что особенно хорошо заметно на примере роста цен на продукты питания и по тарифам ЖКХ. Такой же маниловщиной веет и от его обещания «поднятием социальных стандартов» компенсировать «рост цен и тарифов» в 2016 году. Если речь идет о «компенсации», это уже не «поднятие». Кроме того, в бюджет закладывает рост стандартов на 12%, а инфляция обещает составить, согласно прогнозу Всемирного банка, 23,4%, то есть в два раза больше.

Золотовалютные резервы, о чем говорил Яценюк, действительно увеличились – с 6 до 13 млрд. долларов. Только ли все они находятся на Украине? Премьер промолчал, но предназначенная для погашения прежних кредитов их часть на Украину не поступает. Она остается там, где и появилась, – в МВФ. А рассчитывать на другие источники поступления средств, после того как Киев отказался с позволения того же МВФ выплатить 3 млрд. долларов долга России, видно, больше не придется. Яценюк много говорил об энергетической независимости страны, о том, что через десять лет Украина станет экспортером газа.

Премьер обнаружил рост ВВП на 0,7%, а в следующем году ВВП, по его мнению, увеличится уже на 2%.

Премьер также рассказал ошарашенному от такого обилия положительных эмоций депутатскому корпусу и о центральных задачах на будущий год. В планах правительства реформа образования - на сей раз среднего, поскольку высшее образование в ходе предыдущих реформ уже благополучно развалено. Последует и реформа здравоохранения. Очевидно, на первый план и в образовании, и в медицине выходит «оптимизация» сети соответствующих учреждений. Проще говоря, сокращение количества школ, больниц и поликлиник. Ведь оборонный бюджет в размере 113 млрд. гривен привел к сокращению почти на 50 млрд. гривен расходов на образование и здравоохранение.

Дальше идут приватизация, продолжение децентрализации, реализация соглашения о ЗСТ с ЕС (то есть окончательное удушение национальной экономики товарами из стран Евросоюза) и, наконец, переход к безвизовому режиму с ЕС. Последняя «морковка», пожалуй, самая привлекательная для граждан Украины. Однако она, во-первых, не предусматривает перемещения рабочей силы. Во-вторых, несмотря на обещания Брюсселя, «морковкой» так и останется. Киев не контролирует 400 км границы, которую европейцы все еще продолжают считать украинской. Хотя о ее контроле было бы лучше договариваться с правительствами ДНР и ЛНР.

А вот дальше случилось непредвиденное (или все же кем-то предусмотренное?!). Отвечая на неприятные вопросы народных депутатов, премьер-министр напомнил о том, что в правительстве по квоте «Народного фронта» работают только три министра. Тем самым Яценюк попытался переложить ответственность за неудачные решения правительства на подельников по коалиции. Он напомнил о том, что руководителей СБУ и ГПУ, к деятельности которых сегодня возникает много вопросов, тоже назначала Верховная рада по представлению президента.

А еще вспомнил назначенного по президентской квоте министра энергетики и угольной промышленности Владимира Демчишина. Как известно, Украина с началом зимы испытывает острый дефицит энергоносителей. До конца отопительного сезона недостает около 5 млн. тонн угля. В конце ноября из-за отсутствия средств на оплату Киев прекратил закупки российского газа.

После упоминания фамилии Демчишина народный депутат Олег Барна (БПП) решил проверить физические кондиции премьера. Дальше произошла привычная для стен Верховной рады потасовка между депутатами. Непривычным было то, что дрались депутаты премьерской фракции «Народный фронт» и президентской силы «Блок Петра Порошенко», составляющие остов правящей коалиции.

На срочном заседании президентской силы в Верховной раде депутата-зачинщика мордобития из фракции исключили. Как пояснил ее руководитель Юрий Луценко, решение непростое, но было необходимым для того, чтобы «проголосовать бюджет, налоговый кодекс и не допустить распада коалиции».

Однако дело было сделано: расстроенный Арсений Яценюк, простившись на скорую руку с народными избранниками, покинул парламент вместе с министрами. А депутаты приняли постановление об обращении к международным парламентариям с просьбой о продлении и ужесточении санкций в отношении РФ. Придумали новенькое определение – «за террористическую агрессию».

Юрий Луценко, очевидно, переговорив со своим патроном на Банковой, предложил считать отчет премьер-министра обычным «днем правительства». Настоящий отчет состоится, мол, «под елку». Сначала надо принять бюджет и Налоговый кодекс с тем, чтобы получить очередной транш от МВФ в размере 5 млрд. долларов, а затем решать вопрос об ответственности правительства.

Пока премьер преодолевает «зияющие вершины» бюджета и Налогового кодекса, политические силы решают, как быть с ним дальше. 12 декабря состоится Форум депутатов местных советов партии «Блока Петра Порошенко-«Солидарность», на котором ожидается присутствие президента. В субботу же пройдет съезд депутатов местных советов Всеукраинского объединения «Батькивщина», второй политической силы Украины по итогам местных выборов. За лидерами подтягиваются и остальные. Зимний декабрь для украинских политиков обещает быть жарким.