А в Обнинске - экологический кошмар...

На модерации Отложенный

Пока весь мир следит за полетами российских самолетов в Сирии, а Россия - за драками в Раде, в тихом городке  сназванием Обнинск назревает не очень приятное в плане экологии... Такое, что лидер Справедливой России даже подал заявление в прокуратуру на мэра этого тихого городка...

Экологическая обстановка, сложившаяся в Обнинске, не радует. Проблем много, но местные власти стараются их не замечать. Хуже всего приходится жителям северо-восточных микрорайонов, которые вынуждены дышать выбросами вредных веществ предприятий промзоны «Мишково». Их выбросы при восточных ветрах выпадают на жилые микрорайоны. Каков их состав и концентрация, никто сказать не может, потому что контроля нет, а люди чувствуют запах гари, потом тошноту, головокружение. А самое интересное – тех, кто жалуется, можно пересчитать по пальцам. Остальные молчат и терпят. Потом начинают болеть…

Очень сильно загрязняются ручьи, притоки Протвы – предприимчивые предприниматели той же промзоны «Мишково» спускают отходы в ливневую канализацию, откуда они без очистки попадают в ручьи, текущие через садовые общества, а затем и в реку.

Серьёзно беспокоит это, похоже, только экологическую общественность. Экологическая общественная организация «Живой город» была создана на волне протеста против строительства стеклотарного завода. И с весны 2011 года её активисты стараются выявлять нарушения природоохранного законодательства и противодействовать им, обращаясь в надзорные органы.

«Город в лесу», как раньше называли Обнинск, сильно «облысел». И не только потому, что в последние два года от болезни погибли сотни ясеней, а потому что никто не ухаживает за лесными зонами и полосами, не очищают от бурелома – деревья слабеют. Целые гектары сносятся под застройку. При этом, ссылаясь на то, что деревья уже никуда не годятся, застройщики с аппетитом пускают всё под бульдозер. А ведь согласно областным регламентам «зелёная дорожка» для пешеходов должна быть непрерывной, должны быть внутрирайонные скверы и скверики. В старых районах города это есть. А в новых? Только парковки!

К сожалению, не припомню, чтобы услышала о какой-то экологической проблеме от представителей Администрации города или членов профильного комитета городского Собрания. Ежегодно мы требовали, чтобы комитет занялся, наконец, экологическими проблемами или передал эти вопросы другому комитету, но всё это было гласом вопиющего в пустыне. Более того, активисты «ЖГ» постоянно сетуют на очень ленивую реакцию Администрации города на их обращения и полное отсутствие такой реакции со стороны городского Собрания.

 

«С экологией и контролем всё хорошо»

Фраза «с экологией и контролем в Обнинске всё хорошо» часто звучит из уст «отцов города». Но что мы имеем? Лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии № 8 проводит замеры вредных газов и эпизодически ещё ряда веществ на стационарном посту возле поликлиники № 2 и на маршрутных постах – примерно раз в месяц в семи точках на разных улицах города. Есть «Тайфун», который замеряет содержание в воздухе восьми газов приборным комплектом на краю Гурьяновского леса. Но этого совершенно недостаточно для города с такой насыщенностью промышленными предприятиями, выбрасывающими более 200 вредных веществ.

Руководство города ссылается на нехватку законодательных инструментов для пресечения нарушений. Да, органы местного самоуправления не могут оштрафовать предприятие или остановить его работу. Однако у них есть все возможности, чтобы наладить контроль за наличием вредных веществ в жилой зоне.

 

Чего нашим чиновникам не хватает?

Вероятно, не хватает политической воли. Мы постоянно слышим от высших должностных лиц Администрации, что у них нет полномочий на ведение экологического мониторинга окружающей среды и т. п., поэтому Администрация может только обращаться в высшие сферы с просьбами об организации такого мониторинга на территории города.

Но под экологическим мониторингом можно понимать разные вещи. Мы предлагаем понимать под ним создание системы контроля за экологической безопасностью на территории города. Для этого требуется организовать точки контроля в жилых зонах, где по мере необходимости можно включать приборы, контролирующие содержание в атмосферном воздухе (или в водных объектах) тех вредных веществ, которые перечислены в разрешениях на выбросы близлежащих предприятий. При выявлении превышений допустимых выбросов и, тем более, предельно допустимых концентраций, Администрация имеет право обратиться в надзорные органы за проведением внеплановых проверок. И далее, поймав на месте преступления нарушителей природоохранного законодательства, инициировать судебные иски к нарушителям вплоть до требований о закрытии предприятия.

В ряде случаев очень важно увидеть трубы, из которых идёт дым, или места, где происходит несанкционированное сжигание отходов. Здесь очень помогли бы видеокамеры программы «Безопасный город». Мы неоднократно просили Администрацию использовать записи уже установленных видеокамер для выявления предприятий, которые дымили в те часы, когда люди жалуются на отравление. Но… получали только отказы.

Мы считаем, что перечисленные мероприятия вполне подпадают под определение статьи 8 Устава города Обнинска: «к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города».

Вот и организуйте, господа! Здоровье обнинцев бесценно!

 

Обнинск не достоин экомониторинга?

Уже года два-три в ответ на наши претензии чиновники говорят о намерении Обнинска включиться в федеральную наблюдательную сеть Росгидромета в части мониторинга загрязнения окружающей среды. Но не получается, федеральное финансирование ограничено и т. д. Но вот 29 мая появляется информация о заседании Консультативного совета при Минприроды России. Оказывается, наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха идёт уже в 225 городах и населённых пунктах Российской Федерации. Городов в России чуть больше тысячи, наукоградов – полтора десятка. Как же так вышло, что Обнинск при таком количестве промышленных предприятий, да ещё и сконцентрированных на очень небольшой территории, до сих пор не включён в федеральную сеть?

 

Людмила Шапиро,

депутат Обнинского городского Собрания