Сможет ли Россия заработать на свалках?

Ситуация с мусором и его переработкой в России плачевная: на свалках, только по официальным данным, уже скопилось более 30 миллиардов тонн твердых бытовых отходов (а отдельные неофициальные источники вообще называют цифру в 90 миллиардов тонн) и их количество непрерывно увеличивается. При этом организация переработки отходов, по мнению Международной финансовой корпорации (IFC), позволит не только спасти Россию от превращения в огромную помойку, но и неплохо заработать.



1 Откуда столько мусора?

Каждый год в России образуется, по разным данным, от 2,5 до 3,9 миллиардов тонн отходов. Из них, согласно данным «Ростеха», перерабатывается только 3%, еще от 7 до 10% – сжигается, остальные отходы остаются на полигонах. Даже в столичном регионе перерабатывают не более 5% отходов.

2 Заработок на мусоре

Переработка мусора на вторичное сырье способна принести неплохую прибыль. Так, килограмм прессованных пластиковых бутылок со свалки стоит около 27 рублей. Килограмм получаемых из этих бутылок ПЭТ-хлопьев, из которых потом делают новые бутылки, упаковки, автомобильные коврики и синтепон, стоит уже 50-60 рублей. Подобным образом можно перерабатывать почти все виды твердых бытовых отходов. По расчетам IFC, на организацию в России системы переработки мусора необходимо потратить около 40 миллионов евро, но за два года она должна принести в экономику около 2 миллиардов.

3 Что же мешает?

Факторов, препятствующих развитию рынка переработки в России, множество. Начать можно с особенностей «бизнеса по-русски»: во всем мире, если ты закупаешь большую партию товара – каждая отдельная единица обходится тебе дешевле. В России же строго наоборот: управляющие мусорных полигонов задирают цены, когда видят крупного покупателя. На примере тех же бутылок: при закупках до 800 тонн в месяц средняя цена – 23-25 тысяч рублей за тонну, при закупках от 1000 тонн и более – 26-29 тысяч. Добавляем сюда тот факт, что переработка менее 500 тонн бутылок в месяц попросту нерентабельна… В результате возникает парадоксальная ситуация: при том, что свалки завалены мусором, перерабатывающие предприятия испытывают дефицит сырья и до 40% их мощностей простаивает.

4 Переработать или сжечь?

У заводов по переработке мусора на вторсырье есть очень опасный конкурент – мусоросжигательные заводы (МСЗ).

Причем последних активно поддерживает государство. Так, в 2012 году Росприроднадзор даже опубликовал доклад, в котором сообщалось, что практикуемая во всем мире сортировка и переработка мусора неэффективна и отходы лучше сжигать. Это, якобы, и дешевле, и на мусоросжигательных заводах производится полезное электричество. Эко-активисты, в свою очередь, обвиняют власти в лоббировании интересов владельцев МСЗ. По их мнению, сортировка и переработка обходится примерно вдвое дешевле сжигания мусора. Не говоря уже о том, что при сжигании тонны мусора образуется около 350 килограммов высокотоксичных отходов, которые тоже надо куда-то вывести.

5 «Не царское это дело»

Сортировка мусора – необходимый этап переработки. Ведь заводу по переработке картона, например, не слишком интересны консервные банки. Однако в нашей стране традиция сортировать мусор у населения пока не прижилась. Занимаются этим единицы энтузиастов. Да и мало где во дворах можно увидеть баки для раздельного сбора мусора. Не в качестве эксперимента раздельный сбор работает разве что в Санкт-Петербурге. В остальных городах это либо красивая PR-акция (мусор из раздельных баков потом часто отправляется в общие контейнеры, лишая смысла всю затею), либо эксперимент, проводимый силам энтузиастов. Вдобавок, в России совершенно нет инфраструктуры для дальнейшей, профессиональной сортировки мусора. Например, для разделения пластика разных сортов.

6 А как «у них»?

В США перерабатывают около 60% бытового мусора, в Европе в среднем – более 40. Особняком стоят страны Скандинавии: там переработке подвергается более 70% отходов, а по отдельным позициям (целлюлоза, пластик) – почти 100%. Более того, финские и норвежские компании закупают мусор в других странах Европы и привозят его к себе на переработку. Даже такая схема получается выгодной. Интересен и японский опыт: в Стране восходящего солнца перерабатывают 45% отходов, сжигают 37% и захоранивают только 18%. Во всех вышеперечисленных странах сперва стараются переработать отходы (в идеале – так, чтобы они даже не попали на свалки), то, что не поддается переработке – сжечь, а захоронение считается крайней мерой. В нашей стране, к сожалению, пока все строго наоборот.