День Победы и теперь от нас далек
Представитель администрации Новгорода отчитался: младшему лейтенанту в отставке Дмитрию Ефимову вручен орден Красной звезды. Другой фронтовик Федор Сергачев спустя 65 лет дождался медали «За боевые заслуги». А вот Виктору Паламарчуку «не повезло»: не дожил он до официального признания своих «боевых заслуг» всего-то несколько дней… На вопрос «Где ж вы раньше-то были?» чиновник долго думал: «Видимо, ветераны не знали, что представлены к наградам. А после войны их след затерялся». Уж лучше бы он промолчал.
Возьму на себя наглость дополнить известное высказывание полководца Александра Суворова «Война закончится после того, как будет похоронен последний солдат». От себя добавлю: «…и вручена последняя награда». Боюсь только, что при столь «жестких» условиях «воевать» нам придется еще очень долго: ведь у нас медаль сама ищет героя. Удобно, правда? Виновных как бы и нет, ибо какой же с медали спрос…
Фронтовики тоже «хороши». Не могли перед демобилизацией в штаб зайти: «Товарищ командир, вы не забыли мне медальку али орденок вручить?». А после вообще стали прятаться, путать следы, да так, что пришлось их искать по нескольку десятков лет кряду. Некоторых и по сей день не обнаружили. Раз в году о неуловимых ветеранах все же вспоминают, и, по странному стечению обстоятельств, аккурат к 9 Мая. Вот военкоматы Сибири и Забайкалья с гордостью рапортуют, что аж 158 наград вручено в преддверии 65-летия Великой Победы. О причинах задержки – ни слова, будто чуток на небольшой семейный праздник припозднились, или с Новым годом в мае поздравили. Какие тут могут быть обиды? Наоборот, ветераны радуются, что дожили, что в суете парадов и салютов они оказались не лишними, что «Родина помнит своих сынов» и т. д.
Интересно: «никто не забыт, ничто не забыто» – это заклинание или самоуспокоение? Сразу после Великой Отечественной войны несколько миллионов орденов и медалей осталось лежать на складах. До 1956 года законных владельцев еще устанавливали в централизованном, так сказать, порядке, после власти реагировали лишь на соответствующие обращения граждан.
Раз в 5 лет, в преддверии очередного юбилея, чиновники заморачивали головы (не свои, конечно) обещаниями «к следующему разу решить проблему». И каждый раз объясняли, почему она не решается. Причин, как правило, две: «игра фронтовиков в прятки» и отсутствие должных средств. Я готов поверить в ветеранское подполье и дефицит бюджета: День Победы – праздник чересчур затратный. Только на ремонт асфальта и брусчатки после парада 2008 года московская мэрия выделила почти 1,5 млрд руб.! Хрупкая брусчатка, несомненно, важнее наших «железобетонных» ветеранов. Они-то выдержали напор немецких танков.
Так вот, повторюсь, я верю объяснениям властей, но… Неужели так накладно сделать дополнительный вкладыш в государственные издания («Российскую газету», или по профилю – «Красную звезду»), где без затей печатать: «Иванов Иван Иванович, такого-то года рождения, призван тогда-то, награжден…»? Кто-то сам увидит свою фамилию, у кого-то прочтет семья. Пропустили номер – не беда: в библиотеке можно взять подшивку, или дождаться повторения. Да и внучок в состоянии открыть Интернет и убедиться, что государство своих долгов не забывает. Это ли не наглядный пример для патриотического воспитания?
Увы – нет. Слишком просто, банально и не столь масштабно, чем многотысячные митинги «в поддержку» или выезды на Селигер. Кстати, почему именно туда? Собрались бы «Наши» где-нибудь в Мясном бору, где до сих пор дожди вымывают не захороненные косточки наших же солдат. И, прежде чем рассуждать о будущем, хорошенько бы вспомнили прошлое. А государство поддержало бы инициативу армейскими подразделениями – вместо заунывных политико-воспитательных бесед замполитов (или как их теперь?). Пройтись по всем местам, где шли ожесточенные бои, и похоронить ВСЕХ павших. А потом – торжественно объявить перед строем: «Товарищи солдаты, сегодня вы закончили здесь Великую Отечественную войну». Сразу и политика, и воспитание, и – вдобавок – полевые сборы.
Может быть, так оно и будет. Когда-нибудь. У мертвых, в отличие от живых, времени много.
Комментарии