«Торжество Православия»

На модерации Отложенный

Искусство – это не только и не просто самовыражение художника, это - связь с миром духа. Древнейшее искусство пещерного человека уже глубоко религиозно, как справедливо замечал Честертон. От Дендеры в Египте до Покрова на Нерли, от Верхней Бирмы до Конка, от заполярного Нидароса до Ватикана мировое искусство говорило о Боге. Великие европейские и русские художники Средних веков и Возрождения творили в церкви и для церкви. Так были созданы величайшие шедевры искусства, и верующие переполняли церкви, в которых они могли не только слышать Слово Божие, но и видеть их зримый Образ. Церковь была крупнейшим спонсором, именно для церкви создавались лучшие работы лучших мастеров.

Светское искусство возникло в королевских дворцах, а во второй половине 19-го века, с подъемом буржуазии, оно стало превалировать, ориентируясь на рынок, на потребителя попроще. Быстро, за сто с лишним лет, оно потеряло всякую связь с духом, с Богом, а потом место буржуа-заказчика занял куратор музея. После этого искусство порвало и с людьми и с красотой, и наконец, стало воинственно богоборческим.

На Западе этот процесс уже далеко зашел. Свиные туши, видеозапись пустых комнат, лампочки выдаются за искусство. А если уж образы Христа и Богородицы – то фотография Распятия в контейнере с мочой или Христос как знамя сексуальных меньшинств (распятого чернокожего атлета нежно и эротично обнимает молодец нордической внешности) – то, что нравится кураторам и заказчикам.
После 1990-го эта тенденция хлынула бурным потоком в Россию, и сразу стала воинственно антихристианской. Сложилась плотная, тесно спаянная мафия современного антихристианского псевдо-искусства воинствующих безбожников. Авдей Тер-Оганян рубил иконы, куратор Андрей Ерофеев устраивал выставки, и Плуцер-Сарно их восхвалял. Выставка «Осторожно, религия» с кощунственными произведениями Тер-Оганяна сопровождалась антихристианским пресс-релизом (ныне покойной) Анны Альчук, обвинявшим русскую церковь во всех грехах, а ее супруг Михаил Рыклин заклеймил защитников церкви в книге «Свастика, крест, звезда», за что и был награжден престижной премией в Германии.

Так сложилась около-искусственная мафия со своими галереями, коллекционерами, рынком, ярмаркой "АртМосква", подробно и ярко описанная в романе Максима Кантора «Учебник рисования». Эта мафия вполне интегрирована в западную: Саатчи в Лондоне подымает на щит мастера свиней в формальдегиде Дамьена Херста, Дарья Жукова привозит Херста в «Гараж» в Москву.
Когда Гор Чахал обратился к божественной теме, на него набросилась «арт-группа Война», озвученная тем же брутальным арт-критиком Плуцером-Сарно. Война идет вовсю, и в этой войне пока верх берут антихристианские силы. Как это объяснить? Неужели настолько изменились художники с времен Рафаэля/
Нет. Еще в 19-м веке «Звездная ночь» Ван Гога могла бы стать алтарным изображением, Гоген писал «Рождество» и «Райские кущи» на Таити, а в Киеве строился и украшался замечательный Владимирский собор, своды и стены которого плотно расписаны Васнецовым, Нестеровым, Врубелем в современной им эстетике.

В чем же дело? Почему сегодня искусство не ведет к Богу? С кем вы, мастера культуры? - спрашивает народ, и мастера культуры отвечают: “мы врага бы на рога, только шкура дорога, и рога нынче тоже недешевы”. Художники нуждаются в заказах и в местах, где бы их труды можно было увидеть, а в руках противника - плотно спаянной мафии кураторов, галерейщиков, арт-критиков – полный спектр доминирования, заказы, музеи.


Я написал об этом длинную статью «Об искусстве»  http://www.israelshamir.net/ru/essay44.htm а недавно ее тема была развита английским критиком Лашей Даркмун http://www.ethnopoliticsonline.com/archives/darkmoon/darkmoon%20plot1.html где была сделана попытка объяснить эту тенденцию преобладанием в художественной мафии антихристиански настроенных иудеев (в отличие от потомков евреев, принявших Христа, и ставших замечательными художниками).

Но мой друг и коллега Баходир Сидиков справедливо возразил мне: «пора перестать валить все грехи на иудеев и их этику, пора оборотиться на самих  себя и посмотреть на свою мордашку в  зеркало... Еврейская этика и ее  носители (необязательно евреи по  происхождению) - это своего рода  социальный «санитар леса», подгоняет и  не дает уснуть силам народным (гоев)». То есть «на то и щука в море, чтобы карась не дремал», как говорил Салтыков-Щедрин.
Сидиков прав. Почему мы ноем о засилье антихристианских сил, когда у нас есть все, что требуется для победы – кроме воли и понимания цели?
Художники и сегодня боговдохновенны, они и сегодня готовы строить кафедральные соборы и украшать их росписями, воспевающими нашу любовь к Господу. И есть гигантский потенциальный заказчик, с гигантскими идеальными площадями, но, как в мороке, они не найдут пути друг к другу.

Русская православная церковь отстраивает сотни и тысячи храмов, от Москвы до самых до окраин. Подобного размаха церковного строительства не знал христианский мир с времен императора Юстиниана. Но как это делается? В некоторых из них реставрируются замечательные древние фрески – слава Богу. В других – подновляются не-шедевры девятнадцатого века. В третьих – просто копируются по старинной схеме настенные росписи, лишенные восторга и оригинальности. 
Почему не строятся новые Владимирские соборы? Почему не приглашены современные лучшие русские и зарубежные (как в свое время Феофан Грек в Россию) художники? Почему в русских храмах мы еще не видим Богородицу, подобную той, что изображена кистью Дейнеки? Различные художники, от Глазунова до Максима Кантора, от Дмитрия Врубеля до Гинтовта могли бы украсить соборы своими фресками и картинами.

Церкви пора повести за собой художников, русских, западных и восточных, вывести их из египетского плена кураторов и торгашей, привести живое современное искусство во храм. Сим победиши – так русская православная церковь сможет оказаться впереди планеты всей, учтя успехи и неудачи западных церквей в этой области. Ставки велики – возрождение искусства, завоевание новой эстетики, возвращение церкви ее места во главе культурного общества станут возможными. От церковных пастырей требуется огромный шаг – стать новым патроном и заказчиком для будущих Джотто и Васнецова. Патронаж церкви был важнейшим фактом Возрождения. Сегодня владыки и отцы могут снова вызвать в России новое Возрождение.

Возможно ли такое чудо? Истории свойственно повторяться. Православный мир пережил подобный поворот событий более двенадцати веков назад, когда после двухсот лет владычества иконоборцев люди устали от скучных, невдохновляющих храмов и вернули изобразительное искусство в церкви. По сей день Восточная Церковь празднует Воскресенье Торжества Православия – день, когда Искусство Вернулось. И сегодня мы полны веры в то, что возрождение христианства на Руси приведет и к возрождению подлинного искусства, а оно приведет в свою очередь к Торжеству Православия.