Нужны ли нам военные базы за границей? II. Заморские тайны армий мира

Джеймс Хидрет, полковник армии США: "Важная задача — это работать с дружественными нациями, получая возможную выгоду для обеих сторон. Мы действуем как бы непрямыми методами".

Махмуд Али Юсуф, министр иностранных дел Джибути (по-русски): «Африка открыта и для россиян тоже, здесь еще сохранилась добрая память о Советском Союзе. Приходите и посмотрите внимательно, что происходит на африканском континенте. Это делают китайцы, это делают индийцы, а почему не русские?»

Начало: http://gidepark.ru/post/article/index/id/56950

Канал НТВ в воскресенье, 25.04.2010 в обзорном блоке «Сегодня. Итоговая программа» высказался на тему военного присутствия США, Китая, Франции в районе Африканского рога.

Заморские тайны армий мира (сокращ.)   http://ip.ntv.ru/news/13589/

На днях прозвучали заявления относительно воинского подразделения, вошедшего в легенды по части муштры, — Французского иностранного легиона. Официально подтверждено: в нем служат «русские»…

Корреспонденту НТВ Вадиму Фефилову в ходе поездки по Черному континенту удалось пообщаться с одним из наших, видимо, теперь уже бывших соотечественников. Родные в Самаре убеждены, что их Саша работает компьютерщиком в тихом парижском офисе крупной французской компании. На самом деле выпускник самарского технического вуза вот уже семь лет воюет то в Африке, то в Афганистане, а в данный момент висит над пропастью в центре боевой подготовки в малоизвестной стране Джибути. Его инструктор по горной подготовке тоже родом из Восточной Европы. Такого подбадривания горы Черного континента еще не слышали: «За Родину, за жизнь, за Путина!»

Чтобы записаться в Иностранный легион, достаточно пробежать три километра за 12 минут и сдать тест на коэффициент интеллекта. Будни легионера неизмеримо сложнее. Иностранный легион считается элитой спецназа французской армии. Мы первые российские журналисты, попавшие на эту базу. Сколько здесь легионеров родом из СНГ, это закрытая информация, но русскую речь мы слышим повсюду.

Джибути вместе с Эфиопией, Эритреей и Сомали из-за сходства очертаний на карте называют странами Африканского Рога, и природа тут такая, что после упорного тренинга здесь можно воевать «хоть у черта на рогах». Даже на учениях они не знают, что такое холостые патроны.

Советскому министру иностранных дел Андрею Громыко приписывают дипломатичную фразу, о том что «Африканский Рог иногда бодается». И действительно — конфликты и войны в этой части континента нескончаемы. 70 % боевой подготовки французских легионеров посвящено отработке операций против мятежников.

Этьен Дюфае, представитель французского командования: «Франция с давних пор присутствует в Африке. Что касается Джибути, то здесь случай особый: этот регион имеет стратегическое значение — здесь пролегает одна из главнейших водных транспортных артерий мира».

По этому транзитному коридору вдоль берегов проходят примерно 470 тысяч кораблей в год. Именно в Джибути расположился координационный центр международной антипиратской миссии «Аталанта». Выглядит центр непритязательно — несколько штабных вагончиков на аэродроме близ столицы Джибути. Но именно отсюда взлетают самолеты, цель которых — дать ранее предупреждение боевым кораблям в случае пиратской атаки.

Другая задача международных сил — патрулирование отдельных, наиболее опасных точек береговой линии Сомали. Пираты в последнее время сменили тактику и районы грабежей.

Эммануэль Дамиано, старший координатор операции «Аталанта»: «Сейчас пираты переместились на восток за 60-й меридиан и южнее экватора.

Теперь они используют ранее захваченные коммерческие суда в качестве „материнского судна“, и как только они замечают подходящую жертву, спускают на воду маленькие быстрые лодки с 5–6 пиратами на борту. И атакуют».

Зона действия операции международных сил — это 500 миль от побережья Африканского Рога. В любой точке этой территории военные обеспечивают поддержку судам, сопровождая их до безопасных берегов Кении и Танзании.

Полковник Муньос, представитель командования военно-морской операции «Аталанта»: «Считаю ли я нашу работу опасной? Любые полеты — это всегда риск, а здесь он еще и усиливается угрозой со стороны пиратов. Мы, конечно, не в Афганистане, но здесь тоже небезопасно: если летать много часов над морем, причем на низкой высоте, то очень сильно устаешь от монотонности».

В эту бывшую французскую колонию постепенно проникают и американцы. Программа приручения Африканского Рога разработана и утверждена Госдепом. И вот как просто работает эта программа: американские морские пехотинцы не ленятся ездить по джибутийской глухомани и в каждой деревне дарят футбольные мячи и показывают американские фильмы — американский культпросвет в действии. В течение часа-полутора они играют в футбол с детьми — и сами размялись, и у юных джибутийцев самые приятные впечатления от военных из Соединенных Штатов.

Одновременно в клубе — свежая продукция из Голливуда о приключениях ниндзя. И самое главное — фотографии на память. С собой у американцев портативный принтер. Щелчок — и фотография джибутийцев вкладывается в специальный конвертик с символикой американо-джибутийской дружбы. Для бюджета США это не стоит почти ничего, а для — местных память на всю жизнь.

Джеймс Хидрет, полковник армии США: «Важная задача — это работать с дружественными нациями, получая возможную выгоду для обеих сторон. Мы действуем как бы непрямыми методами. Мы должны быть уверены, что эта страна не поддерживает экстремистов».

На следующий день в другой деревне американцы торжественно открывают новую школу. Заранее было известно, что на открытие приедет даже посол США в Джибути, и мы ожидали, что построенная американцами школа будет большим просторным зданием. Оказалось, что это всего лишь небольшое бетонное сооружение. Затрат немного, но эффективно.

Махмуд Али Юсуф, министр иностранных дел Джибути (по-русски): «Африка открыта и для россиян тоже, здесь еще сохранилась добрая память о Советском Союзе. Приходите и посмотрите внимательно, что происходит на африканском континенте. Это делают китайцы, это делают индийцы, а почему не русские?»

Валерий Орлов, посол РФ в Джибути: «Эти горные структуры не устойчивы, подвержены движению, но в этой стране есть и элемент стабильности. Сами посудите — в такой маленькой стране уже открыто девять иностранных банков, и еще два на подходе».

Исмаил Омар Геллех, президент Джибути: «Спонсоры в связи с кризисом не в состоянии довести проект до конца. С другими партнерами мы бы, наверное, смогли его осуществить, что позволило бы Африке, Аравийскому полуострову и Азии соединиться между собой».

А вот Саша из Самары уже соединил Африку с другим континентом. Рискнув бесчисленное количество раз жизнью в локальных войнах, он накопил денег и купил небольшую квартиру на Корсике с видом на Средиземное море.