«Плисецкая могла снять с себя украшения и подарить»

На модерации Отложенный В Минске презентовали книгу к 90-летию великой балерины

В Доме книги «Светоч» прошла презентация книги «Майя Плисецкая: самые откровенные интервью великой балерины". Автор книги - журналист «Комсомолки» Николай Ефимович, с которым Майя Плисецкая дружила последние 20 лет. Как признался сам автор, общаться с Плисецкой было для него неисозмеримым счастьем и удовольствием. А последние десять лет Майя Михайловна и ее муж Родион Константинович Щедрин относились к нему с большой теплотой.

Пообщаться с автором книги и узнать, какой удивительной женщиной была великая Плисецкая, пришли и юные балерины - ученицы минского хореографического училища. Девочки не задавали вопросов, но внимательно слушали беседу.

Виктор ГИЛИЦКИЙ По словам автора книги, Майя Михайловна была щедрым человеком и простым в общении
Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- Я читала в «Комсомолке» все интервью с Майей Плисецкой, но все же хорошо, что вы собрали все это в одну книгу. Видимо, не все ваши интервью вышли в газете, - сказала читательница и попросила у автора автограф.

По словам Николая Ефимовича, Майя Михайловна была щедрым человеком и простым в общении.

- Она могла позвонить просто так, спросить: «Как дела, как дамы?» Мою жену и дочку всегда называла «дамами». А узнав, что у моей дочери проблемы со зрением, она в Мюнхене договорилась о консультации с врачом. Мне думалось: «Зачем ей это?» Она же великий человек, но ей были присущи такие вещи, - удивляется сам Николай Ефимович. - Она была и щедрым человеком. Любила украшения, но могла снять их с себя и подарить.

- Жалела ли о чем-то Майя Плисецкая?

- Она все время повторяла, что было бы, если бы она уехала за границу.

Многие в то время уезжали. Но она сказала, что не могла бросить здесь мужа. У него, кстати, были проблемы в 60 - 70-е годы. «Вы понимаете, он совершенно русский человек. Он там пропал бы. А без него что бы я там делала?» - говорила она.

Майя Михайловна поведала журналисту и другу семьи и то, что хотела сниматься в кино, но проекты не по ее вине срывались…

Многие знают, что Плисецкая и Щедрин были неразлучны, в том числе и на репетициях Родиона Константиновича.

- Она неизменно прилетала в Санкт-Петербург и неизменно присутствовала на его всех репетициях. Говорила: «Вы знаете, а я наслаждаюсь этим! Для меня это счастье». Помню, как была генеральная репетиция премьеры оперы «Левша», и она пошла за стаканом воды для Родиона Константиновича. Но когда шла, за что-то зацепилась, упала и сломала ногу. При этом она сама поднялась, вошла в зал, передала воду и еще два часа сидела, пока не закончилась репетиция. И только после окончания репетиции она сказала, что у нее проблема с ногой. На замечание о том, что она сломала ногу, Майя ответила: «Это подождет. А вот то, что там витает вдохновение, нужно ловить». К сожалению, на премьере оперы она не была. После премьеры с Родионом Константиновичем мы поехали к ней. Она встретила меня в трико, сказав: «Ну что я буду перед вами лицо держать. Мы же свои люди, сочтемся. Давайте лучше есть пирожные!».

А она была в Беларуси? - поинтересовались у Николая Ефимовича.

- Вы знаете, у нее белорусские корни, - удивил всех присутствующих автор. - Родители ее отца из Гомеля, а мама из Вильно (Вильнюса. - Ред.). И в Беларуси они бывали с Щедриным.

К слову, Майя Михайловна тепло отзывалась и об известном белорусском балетмейстере Валентине Елизарьеве.

- Она с удивительной теплотой о нем говорила. Она даже говорила так: «Я никогда не повторяю за хореографом движения. За Елизарьевым я повторяла».

Фото kp.by