Усыновление становится бизнесом
Накануне Великой Победы самое время поговорить о предательстве. Сейчас в России сирот больше, чем в лихие военные годы – 697 тысяч против 678 тысяч. Удручающую статистику мирных потерь (когда теряется детство) озвучила председатель комитета Государственной Думы по делам семьи Елена Мизулина.
Современное общество проигрывает собственное будущее с особым цинизмом – резко возросло количество возвратов «живых игрушек» обратно в детские дома. Многие сироты при живых родителях оказались преданными дважды. Сначала от них отказались собственные «мамы» и «папы», потом – приемные. «Специалисты считают это гуманитарным ударом»,— констатировала Мизулина. Иудина тенденция напрямую связана с коммерциализацией самого процесса усыновления детей-сирот. «Многие берут их в семьи ради материальной выгоды, институт патроната вымирает»,— подчеркнула депутат.
Действительно, государство предусматривает определенные социальные выплаты. Иногда вполне ощутимые. Родители в приемных семьях получают не только пособие на детей, но и зарплату, которая в некоторых регионах доходит до 5 тысяч рублей в месяц за одного малыша, что для многих является большим подспорьем. Когда принимались соответствующие правовые акты, никто и предположить не мог, что благо обернется злом, а милосердие станет бизнесом. Социальная реклама тоже на уровне: «Коллеги с возмущением рассказывали мне о слогане – «Потерял работу, возьми ребенка!»,— рассказала Татьяна Тульчинская из фонда «Здесь и сейчас».— Излишне говорить, что подобная мотивация до добра не доведет».
«Сирот раздают, словно горячие пирожки,— отмечает другую крайность директор организации «Право ребенка».— Это настоящая «кампанейщина». Выполняют план по устройству в приемные семьи. Рапортуют о сокращении учреждений. А на самом деле сливают один детский дом с другим, где оказываются сразу 200 сирот. Служб сопровождения крайне мало…»
В Санкт-Петербурге, городе-лидере по числу отвергнутых детей, местные власти затруднились даже подсчитать их точное количество.
«Последствия отказа для ребенка чудовищны! После этого он перестает верить вообще всем людям. Он не понимает причин подобного отношения к себе и потому абсолютно всех взрослых рассматривает как жестоких эгоистов... Многие повторно брошенные дети пытаются покончить жизнь самоубийством»,— рассказала еженедельнику «МК в Питере» Татьяна Дорофеева, врач-психотерапевт общественной организации «Родительский мост».
Как говорят эксперты, первый серьезный кризис в отношениях с приемным ребенком наступает на второй-третий год совместной жизни. Именно столько лет прошло с призыва губернатора Валентины Матвиенко «разобрать всех сирот по новым семьям» до отказного «всплеска» в Северной Пальмире. Она, конечно, хотела как лучше, но даже «как всегда» не получилось – вышло еще хуже.
Всего по России зафиксировано почти 30 тысяч случаев «дважды отверженных». О таких детях обществу еще раз напомнил семилетний Артем Савельев. Мальчик, рожденный на Дальнем Востоке, был помещен в детский дом в связи с лишением матери родительских прав. Впоследствии его усыновила приемная семья из США, однако, позже примерившая на себя роль новой мамаши американка отправила его обратно в Россию с «отказной» запиской.
Эта история привела к дипломатическому скандалу между Россией и Америкой: официальный представитель Министерства иностранных дел РФ заявил, что граждане США не смогут увозить детей из России до тех пор, пока не будет заключен соответствующий договор. По данным российской прокуратуры, до 2006 года «штатскими» родителями были убиты 12 детей, усыновленных в России. С 2006 по 2010 годы в американских семьях погибли еще трое российских сирот. Но даже эти дикие случаи, как видим, тонут в многотысячной массе не менее диких историй, произошедших с брошенными детьми уже в самой России.
Комментарии