«РусГидро» рискует выбросить деньги на ветровую станцию

На модерации Отложенный

Строящаяся Дальневосточная ветровая станция на острове Русский, широко разрекламированная как первая ласточка альтернативной энергетики в России, рискует оказаться «потемкинской деревней». Бросать проект, предусмотренный масштабным планом подготовки к саммиту АТЭС в 2012 г., нельзя. Так что реализован он будет в любом случае, и уже в июне-июле, как выяснил «Маркер», ведущая проект компания «РусГидро» объявит тендер на поставку оборудования для станции. Однако иного смысла в станции, кроме как провести через два года ее впечатляющую презентацию, пока по сути нет.

В правительстве до сих пор без движения лежат поправки в законодательство, позволяющие сделать проект рентабельным, а «РусГидро» не решила технических проблем с подключением ветряков к энергосети. Ветряки в Приморье помогут построить японцы Интерес к участию в будущем конкурсе уже проявили четыре компании: датская Vestas, германская Siemens, японская Mitsubishi и индийская Suzlon. Победителя, как ожидается, объявят в августе. Предполагаемая сумма контракта находится в диапазоне 20-40 млн евро. «РусГидро» рассматривает два варианта реализации проекта: первый – монтаж 15 установок по 2 МВт каждая, второй – 20 по 1,5 МВт каждая. Ветряки будут установлены на островах Русский (до 16 МВт) и Попова (до 20 МВт) и объединены в единую энергосистему. Годовая выработка энергии должна составить — не менее 90 млн кВт·ч. Для «РусГидро» - это капля в море.

Но главное, как говорят в компании, наработать опыт создания и эксплуатации ветровых станций. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 3 млрд руб. Ожидается, что до половины расходов возьмут на себя японские Mitsui и J-power: в мае 2009 г. эти компании заключили с «РусГидро» соглашение о сотрудничестве. Пока зарубежные партнеры помогают, в том числе и деньгами, проводить на островах ветроизмерения.

Окончательное решение о софинансировании строительства будет принято только после того, как японцы убедятся в экономической целесообразности проекта. Тут и возникают проблемы. Предварительные расчеты говорят, что себестоимость энергии ветряков будет в разы ниже, чем у работающих на островах установок. Но для того, чтобы вывести проект на приемлемый уровень рентабельности необходимо серьезно поправить законодательство. Заставить потребителей покупать ветровое электричество пока нельзя Главная проблема экономики проекта — нерешенный вопрос с надбавками, которые будут приплюсовываться к цене оптового рынка для обеспечения окупаемости электроэнергии ветряков. Но проект соответствующего постановления завис в правительстве. «Если документ подпишут, у нашей компании будет масштабная программа по альтернативной энергетике, если нет — мы реализуем пилотные проекты ровно на столько, насколько нам позволяют наши акционеры», – говорит начальник управления департамента возобновляемых источников энергии «РусГидро» Дмитрий Смолин.

Система не заработает и в том случае, если законодательно не обязать потребителей приобретать альтернативную энергию в первоочередном порядке. В этом направлении пока также ничего сделано. Кроме проблемы окупаемости, не решены технические вопросы «РусГидро» и сама еще не готова к полноценному использованию будущей станции. Компания хочет подключить ее к Единой энергосети. Но, чтобы согласовать технические условия, «РусГидро» нужно научиться компенсировать нестабильность выработки ветрового электричества (ветер не всегда дует с нужной силой) за счет производства части электроэнергии традиционными способами. Сегодня «РусГидро» умеет прогнозировать параметры выходные параметры станции только на сутки вперед с точностью 95%, а операторы Единой энергосети требуют – трое суток и точность не менее 98%.