Турецкий эндшпиль?
Наши министры, словно, соревнуясь, предлагают, как бы побольнее ущипнуть Турцию. Министерство культуры и то, как бы боясь опоздать, в конце прошлой недели что-то там тоже напридумывало. При такой активности, а главное после последних заявлений Путина и обвинений Генштаба непосредственно в адрес Эрдогана – после всего этого в отношениях с Турцией пути назад уже, видимо, нет. Во всяком случае, при этих двух президентах. Но почему так резко, так капитально жжем мосты? Как будто, Москва только и ждала удобного повода, чтобы разорвать отношения с турками.
Что и говорить, Турция поступила плохо – и не важно, залетел наш самолет на турецкую территорию или нет, сбили его турки случайно или преднамеренно, импульсивно или готовились заранее. Непозволительно поступили турки. А тут еще какие-то боевики по-бандитски расстреляли в воздухе нашего летчика!
Я понимаю первую реакцию Путина. У меня тоже при этих известиях произошел мощный выброс воинственного адреналина. И я бы тоже, имей такую возможность, наверное, отдал бы приказ сравнять с землей то место, откуда боевики стреляли по летчику.
О второй немедленной реакции главкома компетентно судить не могу. Не знаю, стабилизирует ли ситуацию переброшенный в тот регион комплекс С-400 или только разожжёт страсти. Но в любом случае, оружием мы побряцали и мускулы показали. Показали и характер, по-быстрому в отместку чувствительно наказав турецкую туриндустрию, а заодно и наших туристов. Эрдогану бы извиниться, но как же, этот горделивый упрямец, он, понятное дело, извиняться не умеет. Но хотя бы выразил сожаление. Тут бы и нам остановиться и начать выяснять отношения. Ведь обеим сторонам есть, что терять.
Но нет, мы тоже гордые и тоже очень упрямые. Мы несемся дальше, словно, боимся опоздать и, как обычно, попутно «бомбим Воронеж». Наказываем помидорами и апельсинами турок, а также российских потребителей – все же понимают, что цены на продукты у нас снова взлетят. А темп нарастает, виражи все круче – и вот уже мы хорошенько отплясываемся на турецких, а заодно и российских бизнесменах (строительство, торговля), рвем гуманитарные связи, перечеркиваем «Турецкий поток», не будучи, кстати, полностью уверены, что новая газовая нитка через Балтику возместит эту потерю. И …обещаем принять гораздо более жесткие меры.
Но почему всё так жестко? Что это – месть за сбитый самолет и погибшего летчика? За преданные дружеские отношения? Конечно, жажда мести – сильное чувство. Тем более что у Путина, как утверждают, обостренное отношение к предательству. Но если и так, зачем молотком всю-то посуду бить?!
В конце концов, если начать разговаривать – а на нашей стороне в данном случае моральный перевес – можно было бы получить у Турции какие-то уступки в экономическом или политическом плане. И круто и с пользой.
Но допустим, что это не месть. Или не только месть. Тогда что еще? Может, наш главком уже не в силах видеть, как все усилия российских летчиков разбиваются о тайное потворство террористам, как через границу с Турцией боевикам поступает оружие и пополнение, а в другую сторону течет украденная у Сирии нефть? А тут еще сбитый самолет и расстрелянный пилот! Предательский нож в спину!
Путин говорит, что мы не забудем этого предательства, и Турция еще не раз пожалеет о содеянном. Правда, оговаривается, что оружием бряцать не будем. Ну, хоть так, нормальные люди вздохнули свободнее. Но все же, коли оружием не бряцать, а деловые отношение уже порушены, тогда остается что?
Если не побрезговать конспирологией, можно предположить, что где-то в недрах Кремля или Генерального штаба родилась и вовсе безумная идея – затеять игры с курдами. Курды, а их около 40 миллионов человек, проживают на территории т.н. Курдистана, разорванного между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. Самая большая мечта курдов – собственная государственность. О чем при жестоких диктаторах – Саддаме Хусейне и Хафезе Асаде, при сильной Турции и сильном Иране не могло быть и речи.
Но сейчас это их шанс осуществить мечту в хаосе военных событий на территории Сирии и Ирака. Оттого и воюют они с ИГИЛом всерьез, как никто другой. Они защищают свою землю. Но появление курдского государства – самый страшный ночной кошмар Эрдогана. Половина всех курдов проживает именно в Турции, а это 15% — 20% населения всей страны, которые постоянно держат власть в напряжении. Можно представить, с какой силой вспыхнет сепаратизм, как всколыхнуться турецкие курды, если под боком у них возникнет государство мечты. И тут уже вполне возможен и раскол Турции и смена власти.
К счастью, всё это – пока только конспирология. Возможно, новые неназванные Путиным угрозы имеют отношение к чему-то совсем другому. Дай-то бог! Это чужие разборки, это чужое болото. А как в таком болоте можно увязнуть, нам наглядно показал американский Ирак, а до того и наш собственный Афганистан.
Между тем, фактические действия Кремля в отношении Турции вызывают полное недоумение и одни лишь вопросы. Какая польза России в разрыве деловых, гуманитарных, политических связей, выгодных не только Турции, но и нашей стране? Не может же, в самом деле, за всем этим стоять только месть.
Комментарии
И между тем, нет ни одного вопроса к российским военным.
Кто планировал и утверждал план боевого применения?
Почему оказалось так (со слов выжившего штурмана), что они ничего не видели, а про ракету узнали только когда она попала в из самолет?
Это что же получается??? Наши летчики летают, как в бочках - ни хуаня не видят и не слышат, что творится вокруг???
А с земли тоже никто не контролировал воздушное пространство???
Или контролировал, но не предупредил о турецком истребителе?
Кто ответит на эти вопросы?