НА ПОЛЯХ МАНЬЧЖУРИИ

Мой дедушка, Медведев Михаил Сергеевич, родился в селе Знаменка Татарского района Новосибирской области в 1921 году. Сейчас ему 89 лет. Живёт он в городе Татарске Новосибирской области, я уже не раз гостила у него на каникулах. У дедушки очень много газет, журналов и книг, он часто мне рассказывает что-нибудь интересное, мы смотрим фотографии. А в краеведческом музее, куда мы с ним ходили, есть зал боевой славы, где находятся образцы военной техники времён Второй мировой войны. Глядя на них, мой дедушка вспоминал и рассказывал о своём военном пути.
Когда в 1941 году Германия вероломно напала на СССР, ему было 20 лет. Из репродуктора ещё продолжал звучать голос Левитана, сообщавшего о начале войны, а молодёжь уже гурьбой двинулась в военкомат: «Хотим немедленно на фронт!». В военкомате было не протолкнуться – бить фашистов желали и убелённые сединами ветераны, и вчерашние выпускники школ. Как говорит дедушка, ему повезло: уже через неделю он стал курсантом военно-пехотного училища, готовившего командиров взводов. Но каково же было его разочарование, когда эшелон повёз его на восток, в то время, когда родные братья Александр и Илья воевали на западе.
В 1941-1945 гг. Япония не выступила открыто против СССР, но в течение всей войны она оставалась союзницей фашистской Германии и сосредоточила вблизи границ СССР огромную Квантунскую армию, блокировала порты и морские границы советского Дальнего Востока. По словам дедушки, на восточной границе ни дня не проходило без чрезвычайного происшествия: диверсионные группы то и дело нарушали границу, убивали часовых, прерывали связь. Японцы без предупреждения стреляли в советских военнослужащих, которые входили в воду Аргуни, а граница проходила посередине реки. Сами же плавали по всему руслу реки да ещё кричали: «Рюс, бьёт тебя Герман!»
Особенно тяжело было зимой: стылая и обмёрзшая землянка с нарами, потом окопы в мёрзлой, звенящей, как металл, земле. Окопы нужно было вырыть для себя, для лошадей, для оружия и боеприпасов. Участки обороны простирались на несколько километров. Строя оборонительные сооружения, лейтенант Медведев вместе с бойцами находился в постоянной боевой готовности. Уже не раз они писали заявления с просьбой отправить их воевать с Германией, но получали ответ: «Понадобится – отправим». После разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом на границе стало меньше диверсий и провокаций. Конец войны с Германией ознаменовался митингом, салютом и солдатским «ура!». С весны 1945 года зона купания японцев на Аргуни сократилась, но иногда кто-то из них кричал: «Рюс! Германа побил, скоро нас будешь бить?». Все обстоятельства свидетельствовали, что война с Японией неизбежна. 5 апреля 1945 года, когда истёк срок пакта о нейтралитете, Советское правительство отказалось от его продолжения, мотивируя тем, что Япония, союзница Германии, помогает последней в её войне против СССР. А несколькими месяцами раньше на Ялтинской конференции в феврале 1945 года, лидеры союзных стран (СССР, США, Великобритания, Франция) приняли решение, что Советский Союз начнёт войну с Японией после завершения войны с Германией. 26 июля 1945 года газеты опубликовали Потсдамскую декларацию: Япония отвергла требования союзников о капитуляции. С этого момента части и подразделения Забайкальской армии стали напряжённо готовиться к боевым действиям. Бойцы знали, что особенно упорные бои ожидаются у Хайлара и на Хинганском хребте. Каждый понимал: надо раз и навсегда покончить с восточным очагом агрессии. С мая по август 1945 года с бывшего советско-германского фронта прибыло 2019 эшелонов с военными грузами. В ночь на 9 августа советские войска от Забайкалья до Владивостока перешли в наступление. Удар по Квантунской армии был нанесён на суше, с воздуха и со стороны моря. Военный министр Японии Аннами не хотел сдавать позиции, но основная ударная сила Японии – Квантунская армия численностью более 1 млн человек – была окружена силами трёх фронтов: Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточного.

В составе северной группировки армии советских войск Забайкальского фронта в должности командира взвода дедушка совершил пеший переход через Гоби и Хинган, участвовал в окружении Квантунской армии. С неимоверными трудностями была сначала преодолена пустыня Гоби – это солончаковые поля, песчаные островки с серой колючей травой, где на пути не было ни речек, ни озёр, ни колодцев, а если и встречался колодец, то он был с табличкой: «отравлено». Пехота, идущая по пустыне, изнемогала от жажды. Не хотелось ни есть, ни спать. Одна неотвязная мысль: «Пить, пить». Автомашины не могли регулярно подвозить к фронту нужное количество воды: везли самое необходимое для разгрома противника – горючее и боеприпасы. Ночью 11 августа подошли к Хайлару, где находился полевой штаб Квантунской армии, пехота блокировала многотысячный гарнизон. Всюду ожесточённые сопротивления японцев – они засели в многоярусных дотах в скальных районах. Танки прошли по долине и взяли направление на Хинган. Преодолев хребет Большого Хингана, войска Забайкальского фронта вышли на Маньчжурскую равнину, в глубокий тыл врага, где их никто не ожидал. С боями был взят город Бухэду. После спуска с Хингана в Цицикару бойцов Красной Армии уже с почестями, как освободителей, встречали ребятишки и китайские крестьяне. Главные силы японцев были сосредоточены именно здесь, теперь они сдавались: шла массовая капитуляция Квантунской армии. Войска 1-го Дальневосточного фронта наступали в сторону Харбина и Гирина, прорвав оборону противника, они продвигались навстречу Забайкальскому, обрезая пути отхода Квантунской армии. Солдаты противника отчаянно сопротивлялись, но под стремительными действиями наших войск армия была раздроблена, деморализована. От города Харбина дальше мой дедушка двигался в Мукденском направлении. После захвата города Мукдена в одном из помещений аэродрома был обнаружен император Маньчжурии Пу И, который просил, чтобы его не передавали в руки японского командования. После неудачной попытки провести его через порты Северной Кореи, по решению командующего Квантунской армии, он был доставлен в Мукден и здесь ожидал вылета в Токио. В плен попала вся свита императора и начальника гарнизона города Мукден. Мой дедушка был свидетелем этих событий.
Боевые действия на полях Маньчжурии продолжались. Главным силам Забайкальского фронта предстояло выйти на побережье Ляодунского залива, чтобы освободить одноимённый полуостров и города Порт-Артур, Дальний (Далянь). Под мощным прикрытием истребителей и десантного отряда, войска Забайкальского фронта освободили Порт-Артур. 23 августа под троекратный салют над легендарными редутами и фортами взвился флаг Советского Союза.
Вот здесь, на берегу Жёлтого моря, закончил свой боевой путь капитан М.С. Медведев. А 2 сентября 1945 года в Токийском заливе на борту американского линкора «Миссури» подписанием акта о безоговорочной капитуляции Японии завершилась Вторая мировая война – самая кровопролитная в истории человечества.
Боевую награду «За победу над Японией» мой дедушка получил в 1946 г., а в последующие годы был награждён: медалью «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне», «Медалью Жукова», «Орденом Отечественной войны II степени», юбилейными медалями. Но самой главной для себя наградой он считает «Благодарность за мужество и героизм…», подписанную И.В. Сталиным в 1945 году. Вернувшись с войны, мой дедушка добросовестно трудился и был награждён медалями мирного времени: «Ветеран труда», «За освоение целины». В апреле 2000 года дедушке – капитану запаса М.С. Медведеву – присвоили очередное воинское звание – майор.
А. МЕДВЕДЕВА,
4 «а» класс гимназии №10 (руководитель работы Р.М. ЗАИКИНА).