Иегова Элогим на фоне "Звездных войн", или темная сторона силы.

На модерации Отложенный

Я, конечно, не ученый и не богослов. Но читать умею. Вот и Библию прочитал.

И возникло у меня множество вопросов, и все как один нелицеприятные. Потому что касаются Иеговы Элогима и его отношения к человеку. Я даже Тору купил (иудейский вариант первых 5 книг Библии), чтобы ближе к оригиналу. Оказалось – тут вопросы еще покруче будут.

Где же мне ими с народом поделиться, как не в Гайд-парке? А не хотите, не слушайте. 

Итак, первые недоумения – по поводу книги Бытия.

Начать с того, что современная Тора переводит имя Элогим вообще не как ‘бог’! Он – «Всесильный». Суффикс –им, оказывается, означает множественное число, а первая часть имени – силу: совокупность силы.

Кто видел «Звездные войны» на этом месте невольно задастся вопросом: а как насчет «темной стороны силы»?

Посмотрим. 

Возьмем, например, имена: Всесильный (Элогим) и Яхве (Иегова). Первое – понятно, предупреждает попытки уклониться от всевластной десницы. Второе в общем, о том же: в переводе иудейских толкователей Яхве означает «Я тот который есть».

Ничего другого, включая нас с вами, надо понимать, вообще нет. Оно и естественно: Адама-то он сотворил из праха и глины, считай из ничего. Не зря блаж.Августин, святой отец неоднозначной биографии (4 века н.э.), настаивал: человек, мол, ничто, прах. Отсюда закономерно: из праха – в прах и изыдет (в смысле туда ему и дорога). 

Учение образованного карфагенянина, а потом римлянина Августина – несомненно, есть порождение не пришествия и жертвы Агнца Христа, а Торы (и греческой философии).

Например, по Августину, Бог-Элогим своей волей творит сущее «ex nihilo» (из ничего). И человек несет в себе черты этого ничто – пустоты, конечности и зла. Способность грешить — это тяга к nihil, из которого он был сотворен: ‘всякий же недостаток происходит «из ничего»’ (ex nihilo est). (Авг. О свободе воли, 14). Собственная, природная воля человека, по Августину, всегда устремляется в небытие, пустоту, смерть и зло. Августин с мрачным человеконенавистничеством пишет Юлиану Экланскому: ‘Ты ищешь, откуда пришла злая воля? Ты найдешь человека’.

Но ведь человек-то, если верить Ветхому Завету, сотворен по образу и подобию Иеговы Элогима! Так где же истоки злой воли?.. Ох, какие напрашиваются выводы о причинах зла – не только в человеке, но и во всем давно привитом Библией мире! 

На августинианстве было основано многое в средневековом христианстве. В частности – презрение к человеку живому (зато канонизация мертвых) и необходимость умерщвления плоти, причудливо сочетавшаяся с публичными домами в монастырях (чтобы упорядочить разврат, в частности, потеснить “натурализмом” гомосексуализм среди монашества – ведь августинианский человек non posse non pecare – не может не грешить, так пусть хоть грешит по церковным правилам). Отсюда же право вселенской церкви возвращать грешников в прах земной. Сиречь, убивать.

Что, вопреки моему прежнему наивному представлению, И.Э. вовсе не запрещает.

 

Оставим на его неведомой мне  совести египетские казни,  особенно  уничтожение всех египетских первенцев за то, что ИМ САМИМ, ЭЛОГИМОМ, ОЖЕСТОЧЕННЫЙ фараон не отпускал евреев из Египта. Оставим на его же совести повеление обобрать своих доверчивых (запуганных?) соседей-египтян, давших древним авраамитам вначале приют, а потом и свои золотые украшения. Оставим ему же судьбу несчастных, десятилетиями погибавших в пустыне исхода. 

Но как отнестись к прямому приказу И.Э. убивать, данному сразу после заповеди «не убий»? Например, убивать за исповедание других божеств. За не проявление милости к вдове (как вы представляете себе "милосердие" под дулом пистолета?). И т.д. и т.п.

Его идеал – убивать, но по закону. И хотя лицемерно говорит ‘не убей’, делает десятки исключений. И выходит: ‘не убей’, а убивать можно!

 

Ой-ей, какие ж плоды, подумал я, принесло утверждение о сотворении человека из праха… да еще и сотворении вслед за птеродактилями и  гадами земными и морскими! 

Вот я подобрался ко второму диву – сотворению человека… через пару часов после пресмыкающихся. 

Всесильный демиург вообще оказался, согласно книге Берешит (Бытие), любителем творить гадов земных и морских, чтобы “воскишели кишением”. Вот и в шестой день:

Сотворил Всесильный больших морских животных и все существа земные, пресмыкающиеся, которыми воскишела вода…и благословил их всесильный, сказав: плодитесь и размножайтесь…И сотворил всесильный человека по образу своему и по подобию своему… и сказал им всесильный: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю и овладейте ею’ (Брешит-Бытие,1:21-22 и 27-28). 

И это тоже смутило меня. Как это “размножайтесь и овладейте”?   Не "попечительствуйте над ней", скажем, или "заботьтесь друг о друге", "возлюбите".

Ничего подобного: сходитесь, умножайтесь, овладевайте (следуйте моими путями)!

Как по мне, все это явственно отдает коварным темным Императором и порабощенными темной силой изуродованными дар вейдерами.

 А если ближе к современной действительности -- принципиально аморальными силовыми структурами. 

Неужто  наш Христос, не от мира сего Сын Божий, оставивший людям одну заповедь – любить друг друга – есть сын Диктатора, озабоченного умножением поголовья своего скот… творения и жесткой властью над ним?

*

Не знаю, каков реальный Бог Авраама, но  Всесильный И.Э. из ВЗ просто немеряно крут.  О крутости своей он не преминет не раз напомнить Моисею и его народу: ‘Бога, всесильного твоего, бойся’! (Втор.,10:20).

Его третье основное имя – Га-Нора, Страшный. Заглянем, к примеру, во Втор.10:12-20 (иудейский оригинал), в пункты договора И.Э. с народом. Вот как он себя именует: 

‘Бог Всесильный ваш, Всесильный Бог богов и владыка владык, всесильный Бог великий, сильный и страшный’ (10:17). 

 Чего же Великий, сильный и страшный хочет от своих подданных? ("А теперь, Израиль, чего Бог Всесильный твой требует от тебя?" 10:12) Думаете, верности или любви, следования его дотошным предписаниям? Диалога? Мира? Возрастания духовного?

Нет. Единственно страха: "Только страха перед Богом , всесильным твоим" (10:12).

Подчеркивает: не преимущественно страха, а только его. По др.-еврейски, "коль дарат": дарат -- страх, коль -- весь. Дословно: весь стань страхом!

 

Всякий страх, животный  или  'духовный', убивает  не только божественное, но и человеческое в человеке. И остается Диктатор -- и толпа, послушные затравленные белые лабораторные мыши, готовые на что угодно.

Страх делает человека зверем или тупым скотом, превращает в марионетку авторитарной системы. Авторитарные режимы XX века опирались на этот самый животный страх, доводящий до террора, геноцида, Гулага, Освенцима. 

Впрочем, известно, диктатура ведет к восстаниям. И даже Император находит свой неожиданный конец.

*

Всесильный требует от заключившего с ним договор (завет) человечества следовать его путями (Втор.10:12). А следовать ему, как я в простоте своей разумею,  значит судить, лицемерить, запугивать и убивать без зазрения совести. 

Подобно другим абсолютно аморальным существам, считающим, что зло всесильно и страх управляет миром, он не видит ничего дурного в казнях и убийствах. Не секрет, что ветхозаветные благословения не оставлять в земле обетованной ‘и мочащегося к стене’, хотя б и невинного, стали оправданием крестоносных кровопролитий, не говоря уж об инквизиции. А ведь в грехе инквизиции каялся, если кто не помнит, святой папа Иоанн Павел Второй от лица всех католиков...

 

Лично я, твердо веря в конституционную свободу совести и глубоко сочувствуя как евреям, так и русским, немцам или итальянцам с их христианнейшим Муссолини (а прочих назовите сами),  не хочу обижать ни иудеев цитатами из философа Розанова про иудейского племенного божка, ни иудеохристиан. И тех и других немало среди моих друзей. Но все-таки я предпочитаю считать И.Э. не «единым богом», а одиноким, страдающим от комплекса неполноценности духом, скитавшимся в пустыне. Легко ли считать себя единственным, который есть! И не зря ж именно в египетских пустынях духи говорили и Алистеру Кроули, и Блаватской...

Смягчение нравов человечества с ходом истории философ Вл.Соловьев относил к воздействию христианства. Возможно и так. Не берусь судить уважаемого мною Владимира Сергеевича. Но тогда надо говорить о двух разных христианствах: элогимском и Христовом. И полезно помнить нам, что нагорные заповеди блаженств – настоящие заповеди Христа (а не 10 моисеевых, которые почему-то поныне любят писать в храмах) – не просто далеки, а противоположны тем заповедям Иеговы Элогима, о которых здесь шла речь.

* * *

..Я бы и еще хотел спросить то да се... Но боюсь и вышесказанного уже многовато для одного меня будет.
------------------------------------------------
[1] Тора. Пятикнижие и Гафтарот, М.-Иер. 2008.