Из-за чего расшумелся Онищенко

Судя по всему, мелкую бюрократическую накладку с документами Nestle пытаются выдать за крестовый поход за качество.

Новостные ресурсы облетела страшная новость: Роспотребнадзор запретил детское питание Nestle. Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко сказал, что технологическая дисциплина при производстве детского питания Nestle ослабла настолько, что Роспотребнадзор впервые отказал компании в регистрации детского питания.

Сама компания Nestle шифруется: Nestle не знает, в чем проблема, но подтверждает, что все, что она делает, высочайшего качества и т.д. и. т.п.

Естественно, не получив данных, журналисты начали додумывать сами: вспомнились и

«меламиновые скандалы» в Китае, и архивные проблемы начала двухтысячных, и часто встречающиеся у производителей (Nestle при этом прямо не упоминалась, но…) двойные стандарты при поставке продуктов питания в «цивилизованные страны» и всему остальному миру.

В общем, классическая реакция производителя-бюрократа на заявление чиновника-бюрократа, способная привести бог знает к чему. А если все-таки разобраться?

Ну, во-первых, из отдельных сообщений, несущих хотя бы какую-то информацию, можно заключить, что заявку подавал финский филиал Nestle. Следовательно, речь может идти исключительно о детском питании в стеклянных баночках, именно оно приходит в Россию из Финляндии. На этом сегменте Nestle, однозначно, не лидер. Она даже не входит в первую тройку, которую возглавляет «Агуша». Следовательно, ничего страшного для рынка не произошло.

Теперь о том, что вообще могло случиться. Можно оперировать исключительно словами Геннадия Онищенко. Еще раз: «Ничем иным, как ослаблением технологической дисциплины при производстве продукции, поставляемой на российский рынок компанией Nestle, нельзя объяснить тот факт, что служба вынуждена вернуть поданную финским филиалом компании документацию на регистрацию продуктов детского питания».


Берем регламент регистрации продуктов детского питания и переводим текст на русский язык (я позволил себе сделать краткий реферат соответствующей статьи соответствующего положения).

Для регистрации пищевых продуктов для детского питания предоставляются:

1) заявление о проведении регистрации пищевых продуктов;

2) утвержденные технические документы, по которым предполагается осуществлять промышленное изготовление российской продукции или изготавливается импортная продукция;

3) результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы, включающие:

а) заключения по результатам проведенных исследований испытаний пищевых продуктов, выданные аккредитованными в установленном порядке организациями;

б) заключение по результатам проверки технических документов, по которым предполагается промышленное изготовление российской продукции или изготавливается импортная продукция.

К пункту первому претензии вряд ли возникли. Пункт третий – документы не зависящих от Nestle организаций. Проверки и исследования качества продукции – то есть уровня технологической дисциплины, на который жалуется Онищенко, – на этом этапе не проводятся. Следовательно, претензии у Роспотребнадзора возникли отнюдь не к качеству продукции Nestle, а к оформлению производственно-технической документации: ну, я не знаю – документы там перепутали, печать на нужное место не поставили, бумажку какую-то не доложили… В общем, не только в нашей стране, судя по всему, случается бардак.

Получается, проблема, по большому счету, не стоила выеденного яйца; единственная задача Nestle – подготовить нормальный комплект документов и еще раз подать их на регистрацию…

Все-таки то, как Геннадий Онищенко умеет подбирать формулировки, вызывает у меня восхищение. Если не ошибаюсь, ему в этом году исполняется 60. Я бы рекомендовал главному санитарному врачу России (если вдруг начальство отправит его на заслуженный отдых) задуматься об организации семинаров по выработке точных формулировок с максимизацией поражающего эффекта. Думаю, от клиентов отбоя не будет.