ЛЕНИН И ВОССТАНИЕ
Некто Шамиль Султанов, конспиролог из газеты «Завтра», вопрошает: «Что имел в виду Ленин, когда говорил: «Вчера было рано, завтра будет поздно. Власть надо брать сегодня»? И сам себе отвечает: «В 12 часов ночи 25 октября по старому стилю 1917 года заканчивался срок действия последнего законного органа власти в России — Постоянного комитета IV Государственной думы, сформированного после роспуска Думы в августе 1914 года. Никакой другой общенациональной легитимной власти в стране не было. В половине первого ночи большевистский Петроградский совет депутатов, законно избранный властный орган на тот период, заявил, что берет власть в свои руки»
Вообще-то Ленин 21 октября говорил, если верить Джону Риду:
«24 октября будет слишком рано действовать: для восстания нужна всероссийская основа, а 24-го не все еще делегаты на съезд прибудут. С другой стороны, 26 октября будет слишком поздно действовать: к этому времени съезд организуется, а крупному организованному собранию трудно принимать быстрые и решительные мероприятия. Мы должны действовать 25 октября – в день открытия съезда, так, чтобы мы могли сказать ему: «Вот власть! Что вы с ней сделаете?»(Джон Рид. Десять дней, которые потрясли мир. Москва, Издательство политической литературы, 1987, т.1, стр.75)
Маяковский эту мысль Ленина поэтически выразил так:
«Сам приехал, в пальтишке рваном, - / Ходит, никем не опознан. / СЕГОДНЯ, говорит, ПОДЫМАТЬСЯ РАНО, / А ПОСЛЕЗАВТРА - ПОЗДНО. (Поэма «Хорошо»).
Так оно и было, и уже 24 октября в Письме членам ЦК В.И.Ленин писал:
«Я пишу эти строки вечером 24-го, положение донельзя критическое. Яснее ясного, что теперь, уж поистине, промедление в восстании смерти подобно.
Изо всех сил убеждаю товарищей, что теперь все висит на волоске, что на очереди стоят вопросы, которые не совещаниями решаются, не съездами (хотя бы даже съездами Советов), а исключительно народами, массой, борьбой вооруженных масс.
Буржуазный натиск корниловцев, удаление Верховского показывает, что ждать нельзя. Надо, во что бы то ни стало, сегодня вечером, сегодня ночью арестовать правительство, обезоружив (победив, если будут сопротивляться) юнкеров и т.д.
Нельзя ждать!! Можно потерять все!!
...ни в коем случае не оставлять власть в руках Керенского и компании до 25-го, никоим образом; решать дело сегодня непременно вечером или ночью.
История не простит промедления революционерам, которые могли победить сегодня (и наверняка победят сегодня), рискуя терять много завтра, рискуя потерять все...
Было бы гибелью или формальностью ждать колеблющегося голосования 25 октября, народ вправе и обязан решать подобные вопросы не голосованием, а силой; народ вправе и обязан в критические моменты революции направлять своих представителей, даже своих лучших представителей, а не ждать их...
Правительство колеблется. Надо добить его во что бы то ни стало!
Промедление в выступлении смерти подобно» (ПСС, т.34. стр.435-436).
Еще раньше, 1 октября 1917 года в Письме в ЦК, МК, ПК и членам Советов Питера и Москвы большевикам Ленин пишет:
«...события так ясно предписывают нам нашу задачу, что промедление становится положительно ПРЕСТУПЛЕНИЕМ...
Большевики не вправе ждать съезда Советов, они должны ВЗЯТЬ ВЛАСТЬ ТОТЧАС...
Медлить – преступление. Ждать съезда Советов – ребячья игра в формальность, позорная игра в формальность, предательство революции.
Если нельзя взять власть без восстания, надо ИДТИ НА ВОССТАНИЕ ТОТЧАС...»(ПСС, т.34, стр.340).
8 октября 1917 года в Письме к товарищам большевикам Ленин снова повторяет:
«Нельзя ждать Всероссийского съезда Советов, который Центральный Исполнительный Комитет может оттянуть и до ноября, нельзя откладывать, позволяя Керенскому подвозить еще корниловские войска...
Керенский и корниловцы сдадут Питер немцам. Именно для спасения Питера надо свергнуть Керенского и взять власть СОВЕТАМ ОБЕИХ СТОЛИЦ...
Промедление смерти подобно...»(ПСС, т.34, стр.389-390).
Ясно выраженная позиция Ленина относительно восстания как-то не стыкуется с «конспиралогической» версией Шамиля Султанова о связи времени восстания с «мифическим» Постоянным комитетом Государственной думы и его легитимностью. Кроме того, надо заметить, что и срок созыва съезда Советов был сдвинут с 20 октября на 25 октября. А если бы он не был сдвинут, как бы тогда стыковалось время восстания с легитимностью «Постоянного комитета»?
Что касается Государственной думы, то надо сказать, что Государственная дума НЕ РАСПУСКАЛАСЬ в 1914 году. 27 января 1915 года была созвана 3-я сессия Государственной думы для принятия бюджета. 19 июля 1915 года открылась 4-я сессия. 3 сентября 1915 года Государственная дума была распущена НА КАНИКУЛЫ и 9 февраля 1916 года занятия Государственной думы были возобновлены.
1 ноября 1916 года открылась 5 сессия Государственной думы, которая приступила к обсуждению общего положения в стране. 16 декабря 1916 года заседания Государственной думы прерваны до 14 февраля 1917 года, когда они снова возобновились. И только 25 февраля 1917 года занятия Государственной думы были ПРЕРВАНЫ УКАЗОМ императора. Больше Государственная дума не собиралась, но ФОРМАЛЬНО она продолжала существовать. 27 февраля 1917 года уже в разгар Февральской революции был создан ВРЕМЕННЫЙ комитет Государственной думы, который 2 марта сформировал ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. 6 октября Временное правительство РАСПУСТИЛО Государственную думу.
И что это за Постоянный комитет Государственный думы - последний законный орган власти в России, срок которого кончался в 12 часов ночи 25 октября по старому стилю? Автор почему-то считает, что на смену Постоянному комитету Государственной думы законно пришел Петроградский Совет, объявивший об этом в половине первого ночи, то есть 26 октября по старому стилю или 8 ноября по новому стилю. Но как водится у современных знатоков никаких документальных свидетельств этого не приводит, оставляя читателей в недоумении: почему же мы отмечаем день Октябрьской революции именно 7-го ноября, а не 8-го, ведь по автору получается, что смена власти произошла именно 8-го ноября? На самом деле 25 октября в 10 часов утра Военно-революционный комитет Петроградского совета опубликовал воззвание «К гражданам России!», написанное В.И.Лениным, в котором сообщалось о взятии власти Военно-революционным комитетом:
«Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов – Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.
Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено.
Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!
Военно-революционный комитет при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов.
25-го октября 1917 г., 10 ч. утра. (ПСС, т.35, стр.1)
25 октября (7 ноября) днем в 2 ч. 35 м. открылось экстренное заседание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, на котором было заслушано сообщение ВРК о свержении Временного правительства и победе революции. На заседани выступил В.И.Ленин с докладом о задачах власти Советов, в котором прозвучали знаменитые слова:
«Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась»,
и была принята написанная Лениным резолюция, в которой Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов приветствовал победную революцию пролетариата и гарнизона Петрограда и призывал всех рабочих и все крестьянство со всей энергией беззаветно поддержать рабочую и крестьянскую революцию.
Вторым Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, который открылся 25 октября в 10 часов 40 минут вечера в Смольном, было создано 26-го октября первое Советское правительство – Совет народных комиссаров во главе с Лениным, которое взяло на себя властные функции, а ВРК до своей ликвидации 5(18) декабря занимался охраной революционного порядка и борьбой с конрреволюцией.
Что касается легитимности революций. А что бывают легитимные революции? Что восставший народ должен испрашивать разрешение на революцию у свергаемого правителя или правительства? Если следовать такой логике, то в мире практически нет легитимных государств, что должно быть очень огорчает их правительства и народы.
Легитимны или нелегитимны Великая Американская революция, Великая Французская революция, Революции в Латинской Америке, Китайская революция, Февральская революция в России, Революция 1918 года в Германии, Кубинская революция, Сандинистская революция, Иранская революция? Октябрьскую революцию либералы и «патриоты» определили однозначно как нелегитимную. Может быть они считает, что в России после насильственного отречения царя была легитимная власть, что царь законно передал власть Временному правительству? Или был легитимен Колчак, объявивший себя Верховным правителем России? Или были легитимны различные белогвардейские правительства на территории России? Должен либералов и «патриотов» огорчить - легитимных властей в России после Февральской революции не было. Когда власть в стране взяли большевики, то подтвердили свою легитимность победным результатом Гражданской войны.
Шамиль Султанов: «Гражданская война стала абсолютно неизбежной. Если бы власть захватили не большевики, а Керенский или монархисты, или эсеры, или анархисты, или еще кто-нибудь, в любом случае гражданская война становилась неизбежной».
Это верно, но при чем здесь Керенский? Керенскому не надо было захватывать власть, власть была в его руках, ему надо было удержать власть, что, впрочем, совсем не гарантировало от гражданской войны.
Отбросим большевиков - предположим, что не было Октябрьской Революции. Что ждало бы в этом случае Россию? «Грозящая катастрофа» - вот что ждало Россию, потому что предшествовала Революции война, приведшая к экономической разрухе, как следствие - Февральская революция. Далее - экономический кризис и хаос, крестьянские бунты, захват помещичьих усадеб, прибавим к этому сепаратистские движения по всем окраинам России с объявлением независимости от России. Гражданская война и фактический развал Российской империи начался не в 1918 году, а в 1917 году и большевики здесь не при чем. Несколько вариантов, но в любом случае Гражданская война. Война за передел земли или война за сохранение страны, или война за то и за другое. Либо полная капитуляция перед крестьянами, что мало вероятно, либо отказ от «единой и неделимой» и превращение в аналог Российской Федерации, что тоже маловероятно. Революция спасла Россию от катастрофы и превратила ее в Великую сверхдержаву.
Комментарии