Украинский кризис: уголь и свет

На модерации Отложенный

В декабре 2014 года было заключено российско-украинское межправительственное соглашение. О поставке украинского электричества в Крымский Федеральный округ РФ и российской электроэнергии на Украину. Это соглашение выполнялось обеими сторонами почти весь 2015 год. В 2014 году перетоки электричества осуществлялись без всяких соглашений. Энергетический обмен продолжался вопреки вторжению на Донбасс 200.000 конных броневодолазов, обходя истерическую риторику Киева, минуя многочисленные сложности минского процесса, игнорируя весь патриотическо-экономический грохот.

Украина снабжала Крым электричеством, банально перепродавая полуострову электричество российское. С ощутимой наценкой и чистым доходом порядка 400 млн. гривен за 2015 год. Собственно, именно такова схема экономического существования украинских элит – до майданов, в ходе майданов и после майданов. Лучше бы вместо майданов.… Купить у РФ подешевле, продать внутреннему или внешнему потребителю подороже, разницу перевести в валюту и положить в карман, дежурно обругав клятых соседей.

14 ноября 2015 года, после многосерийного ремонта своих АЭС и прочих генерирующих мощностей, Украина перестала нуждаться в приобретении российской электроэнергии. Для снабжения приграничных с РФ областей и самого Киева.
20 ноября, менее чем через неделю, были взорваны опоры нескольких ЛЭП на Херсонщине.
22 ноября после падения истерзанных опор поставки украинского электричества в Крым прекратились.
Из потребности в 1.000-1.200 мегаватт Крымский Федеральный округ РФ лишился 600. Собственная генерация на полуострове не превышает 200-300 МВт. Несколько крымских ТЭЦ находились на плановом ремонте. Активизировать резервные схемы электропитания, задействовать передвижные и стационарные генераторы удалось далеко не сразу – но и с ними дефицит в 500 МВт сохранился.
В Крыму был введен режим ЧС. Начались веерные отключения света, перебои с теплом и топливом, каникулы в школах и на предприятиях, прочие милые сердцу майданного патриота явления.

Центральная киевская власть от диверсии на собственных ЛЭП дистанцировалась. Президенту можно дистанцироваться от собственного бизнеса вместо его продажи согласно конституционным нормам, правительству можно именовать взрывных активистов «форс-мажорными» обстоятельствами. Межправительственный договор как-никак действует, за срыв поставок предусмотрены весомые штрафы. Уничтожение ЛЭП, обесточивание Крыма (и заодно двух районов Херсонской области), мордобой с полицией выполнили общественные активисты под руководством народных депутатов. Преспокойно избежав ответственности и вознамерившись продолжить блокаду Крыма еще и на море. Сами выкопали, сами заблокировали, почему нет?

Потому что есть классический нюанс «А нас-то за что?».

Через несколько дней после 20 ноября – когда долгосрочность крымского блэкаута стала очевидной – на Украину перестал поступать уголь. Его отгрузка остановлена как российскими предприятиями, так и с территорий ДНР и ЛНР. Ответная угольная блокада обнажила ряд нелицеприятных фактов.

Во-первых, продажа электричества «оккупантам» сочеталась с приобретением угля у «террористов»! Как же так, за что в АТО сражались? За ежедневные угольные поставки из ЛНР и ДНР в объемах 30-35 тысяч тонн? За торговые взаимоотношения с сепаратистами на тернистом пути в Европу? Ужели зря снарядами утюжили Донбасс?!

Во-вторых, запасы угля на Украине ограничены. Как интеллект у перекопских подрывников. Особенно дефицитен антрацит, коего имеется всего миллион тонн. Чего хватит на 25-35 зимних дней. На антраците работают семь украинских ТЭС из 14, причем узловые. От великолепной антрацитовой семерки ТЭС зависит функционирование всей объединенной энергосистемы страны. В условиях рождественских морозов и в пору новогодних подарков.

В-третьих, ретроспектива угольных перемог выбивает почву из-под евроассоцированных ног. В 2012 году Украина экспортировала более 6 млн. угольных тонн на сумму 600 млн. $. Всего выдав на-гора свыше 83 млн. тонн. После всех достижений и побед полутора гiдных лет добыча угля составила 23.3 млн. тонн (за январь-октябрь 2015 года).

Троекратное падение связано с разрушениями преступной АТО, утратой контроля над частью Донбасса, деградацией угледобычи в тыловых областях, с общим уровнем правительственной квалификации. Зачем платить своим дотационным шахтерам, если уголь по выгодной цене продается в ЮАР и Австралии…

В-четвертых, история годовалой давности об экспорте крашеного щебня из Африки далека от завершения и получила продолжение. В 2014 году «дешевый» уголь из ЮАР обошелся в 125-130 $ за тонну вместо контрактных 86 $. Мало того, заморский гость отказался гореть в украинских топках и печах. Спалить его удалось лишь после смешивания с российским и украинским топливом. За приобретение некачественного угля по заведомо завышенной цене были возбуждены уголовные дела, ряд чиновников лишились должностей, вместо миллиона законтрактованных тонн поставлено всего 250.000.

В конце 2015 импорт угля из ЮАР вновь актуален. Провальное дежавю реформаторам не указ.
Причем киевское правительство позаботилось об угольном импорте заблаговременно, не дожидаясь взрывов на ЛЭП и ответного эмбарго.
Министром энергетики и угольной промышленности Украины анонсировано прибытие двух сухогрузов из Африки. С дефицитным углем антрацитовых марок общим весом 260.000 тонн и датой поставок 4 и 12 декабря.
То есть корабли уже давно должны быть в пути, а первый швартоваться к причалам под разгрузку. Интересно будет посмотреть на эти суда. Ни один из украинских портов не может принимать рудовозы-углевозы с грузом свыше 80.000 тонн по объективным технологическим причинам. Министр обещает 130.000 на каждом корабле угольной надежды. Его отставной коллега обещал цену в 86 $ за тонну вместо реальных 130 $...

2 декабря 2015 года, с опережением рабочего графика, в Крымский Федеральный округ РФ началась поставка электроэнергии с Кубани. Пока в объеме 200 МВт, что помогло обеспечить светом Керчь и Феодосию – наиболее пострадавшие от блэкаута районы. К 20 декабря мощность энергомоста возрастет вдвое. Вместе с местной генерацией (2.134 автономных источника питания суммарной мощностью 240 МВт!) дефицит составит всего 100-200 МВт. К маю будущего года Крым станет полностью независим от импорта электричества через Перекоп.

Уже 3 декабря крымские энергетики отключили систему передачи информации Укрэнерго как ненадежному и непредсказуемому поставщику. Сохранившиеся опоры украинских ЛЭП буйные активисты могут взрывать уже сейчас. В качестве парадоксальной реакции украинский МИД заявил, что электроснабжение Крыма восстановлено – выдавая российские мегаватты за собственные. Хотя бы в медийном пространстве, перед западными партнерами-кредиторами…

В результате энергетической блокады полуострова украинские власти дистанционно и решительно добились:

- Снижения генерации собственными АЭС на 300-400 МВт.
- Повышения выработки электричества на своих тепловых станциях методом сжигания дефицитного угля.
- Ремонта взорванных ЛЭП и замены проводов за собственный счет.
- Избавления государственного бюджета от многомиллионных валютных (!) поступлений за реализацию электричества в Крым.
- Ослабления переговорных позиций перед возобновлением закупок угля у ДНР и ЛНР.
- Продолжения сериала «Африканский уголь – дорогой и негорючий друг украинских ТЭС», который обещает массу интригующих подробностей.
- Что поможет с пользой скоротать время до 23 декабря 2015 года, когда случится полезный и прогрессивный дефолт по 3 млрд. $ в евробондах. Население не пострадает, ибо так обещает минфин.

Впрочем, 11 декабря планируется итоговый отчет лучшего кабинета министров в украинской истории. Вполне вероятна смена премьера и профильных министров за все провалы 2014-2015 гг. С ритуальным проклятием «зрадников-папередников» и шоком их преемников от громадья оставленных завалов. Радость от крымского блэкаута осталась в прошлом, но опасна трансформацией в энергетический коллапс всей Украины. Злорадство, саботаж и бездарность на государственном уровне способны бить по затылку не хуже увесистого бумеранга. К сожалению, первыми пострадают затылки и карманы рядовых обывателей.