Загадка-2012

Медведев и Путин обещают, что в 2012 году решат, кому из них баллотироваться в президенты: мол, "мы одной крови" и "толкаться локтями не будем". На первый взгляд так оно и будет. Но разве Путин и Медведев станут за два с лишним года до выборов говорить иначе, даже если у них другие планы?

Недавний обмен между Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым очередными заявлениями о возможности своего участия в президентских выборах 2012 года означает, что эти выборы могут оказаться иными, нежели предыдущие. Вероятность такой перспективы во многом зависит от самих избирателей.Казалось бы, нынешние президент и премьер составляют прочный тандем. Один (Путин) выдвинул на должность главы государства другого, из своего окружения (Медведева), а тот назначил экс-президента на должность председателя правительства. Но полного единства у двух лидеров нет. Более того, разногласия, хотя еще без прямой критики, нарастают.

В отношениях Дмитрия Медведева с Владимиром Путиным есть психологическая составляющая. С одной стороны, Медведев обязан быть лояльным в благодарность за возвышение. К тому же у Путина наверняка имеются, скажем так, аппаратные возможности ограничить влияние Медведева. Недаром в разнообразных рейтингах, составляемых российскими и зарубежными политологами, Медведев пока уступает Путину, сохраняющему, таким образом, неофициальный статус человека № 1 в государственной табели о рангах, хотя, согласно Конституции, первую ступеньку должен занимать Медведев.
С другой стороны, очевидно, что Дмитрий Медведев, как молодой, амбициозный лидер, не согласен быть лишь местоблюстителем престола, чтобы обеспечить Путину в 2012 году возвращение к президентству. И это несогласие проявляется по широкому кругу вопросов - от кадровых до философско-мировоззренческих.
Но дело не только (и даже не столько) в психологии. Постепенно за Путиным и Медведевым формируются два полюса настроений, не отрицающих друг друга, но все же имеющих разный знак. Путин олицетворяет новый консерватизм. Новый - потому что некоммунистический. Консерватизм - потому что ориентирован на условия в первом десятилетии XXI века. Десятилетии, уходящем не только в прямом, но и в переносном, содержательном смысле. Это время стабилизации экономики и общественных процессов, сокращения политических свобод и некоторого повышения уровня жизни, укрепления властной вертикали, активной борьбы с терроризмом и сепаратизмом, попыток России оспорить ведущую роль США и всего Запада в мировых делах.

Образ Медведева лучше сочетается с лозунгом "так дальше жить нельзя", причем имеются в виду, прежде всего, не 90-е годы, а 2000-е, путинские. Достигнутые вторым президентом России успехи не столь уж велики на фоне заоблачных цен на нефть, и главное - они не носят стратегического характера. Наша страна за прошедшее десятилетие еще крепче села на "нефтяную иглу", в то время как ситуация в наукоемком секторе экономики неважная. Ну и, конечно, девятый вал коррупции, сметающий благие пожелания и начинания... Поэтому Медведев настроен менять нынешний порядок вещей - плавно, с оглядкой, но менять. В этом смысле он, скорее, либерал, реформатор, но - не образца 90-х.

Медведев и Путин обещают, что в 2012 году решат, кому из них баллотироваться в президенты: мол, "мы одной крови" и "толкаться локтями не будем". На первый взгляд так оно и будет. Но разве Путин и Медведев станут за два с лишним года до выборов говорить иначе, даже если у них другие планы? Сказав не такие слова, они обрекают на смятение весь госаппарат и крупный бизнес, которые досрочно перейдут в режим предвыборной кампании. К тому же еще не ясно, насколько отчетливым будет деление на "партию Медведева" и "партию Путина" к 2012 году. А вдруг для большинства избирателей они останутся единым целым? Тогда действительно придется "договариваться" об одном кандидате, а процесс становления двухпартийной системы потребует дополнительного времени.
Теперь, собственно, "о других планах". Они предполагают, что на должность президента России в 2012 году будут баллотироваться и Медведев, и Путин. Более того, президент и премьер исподволь ведут дело именно к такому сценарию, не очень-то и стремясь договориться о единой кандидатуре. А помешать развитию событий в русле "Владимир против Дмитрия" могут лишь обстоятельства, указанные выше.

Выборы, в которых Владимир Путин и Дмитрий Медведев будут соперниками, несут в себе сразу несколько плюсов. Во-первых, мы наконец-то увидим настоящую, реально конкурентную предвыборную кампанию. Наверняка голосование пройдет в два тура, причем во второй выйдут, несомненно, Путин и Медведев, оттеснив на задворки политиков прошедшей эпохи (например, Зюганова и Жириновского).

Лидеры предвыборной гонки,особенно с учетом их должностей, будут иметь примерно равные возможности в агитации - и это тоже впервые за всю историю постсоветской России.

Наконец-то чиновников погонят не в одном направлении, а позволят им разделиться на две группы. При этом, учитывая историю отношений Путина с Медведевым, а также умеренность в различиях между двумя кандидатами, масштабных чисток госаппарата при любом исходе выборов не будет. Ну а то, что российским чиновникам непривычно, когда им разрешают выбирать... Так ведь надо же когда-то привыкать, причем в щадящем варианте - при конкуренции Путина и Медведева - лучше, чем в другом. А со временем, глядишь, понятие "административный ресурс" если и не канет в Лету, то скукожится, подобно шагреневой коже. И начинать привыкание к новой жизни логично с мягкого противостояния Путина с Медведевым.

Как известно, Запад нам не указ. Однако выборы "по полной программе", не ведущие в то же время к дестабилизации в России, заставят умолкнуть зарубежных критиков "путинщины". Появление у нас двух партий на манер американских демократов и республиканцев, британских консерваторов и лейбористов или германских демохристан и социал-демократов - это, безусловно, пусть и непростое, но стратегическое решение в российской политике.

Разумеется, наша история отличается от английской, американской или французской, да и мировоззрение большинства избирателей - тоже. Вот для этого и должна существовать дополнительная страховка, когда лидеры двух партий связаны друг с другом совместной работой. Кто бы ни выиграл выборы-2012 из пары "Путин - Медведев", он не станет изничтожать команду проигравшего. Тот, в свою очередь, не пойдет на дестабилизацию, не станет прорываться к верховной власти любой ценой. В отдаленном будущем, с приходом новых поколений, необходимость в "личной унии" отпадет, и лидеры обеих партий придут наверх разными дорогами.

И все же статус "оппозиции ее величества", критикующей власть, но не выходящей за рамки, - это большой шаг вперед в развитии России. Разница между "путинцами" и "медведевцами" все же есть, и немалая (во всяком случае, она может стать таковой к 2012 году), так что в стране возродится, уже на качественно новой основе (без ржавых заклинаний о необходимости "свергнуть антинародный режим"), политическая конкуренция, столь необходимая для модернизации всех сфер общественной жизни.

Парадоксально, но даже в случае победы Владимира Путина на таких выборах в 2012 году он уже не сможет (да и захочет ли?) управлять в прежнем режиме и вынужденно перенесет главное направление своей работы от стабилизации к модернизации. Другое дело, Медведев для такого курса подходит лучше - даже в силу возраста и биографии...

Опять же, не только Владимир Владимирович, но и Дмитрий Анатольевич учитывает сейчас и будет учитывать в случае победы на президентских выборах 2012 года настроения не только экономически активных, но и социально уязвимых избирателей. Если учесть, что численность второй части больше, чем первой, то о реформаторском блицкриге "а ля Чубайс" образца 1991 года не может быть и речи.

...Конечно, это лишь черновик двухпартийного сценария. Для его воплощения в жизнь требуется уточнить множество деталей. Например, как до 2012 года трансформировать "Единую Россию" из рыночного варианта КПСС в одну из ведущих, но не доминирующих партий? Можно ли найти, в дополнение к имеющимся, дополнительные гарантии, чтобы соперничество между Путиным и Медведевым, не потеряв содержательного аспекта, шло на уровне полемики, а не перепалки?
Однако решить эти вопросы не так уж трудно - была бы политическая воля...

Март 2012 года. По результатам первого тура президентских выборов Владимир Путин получил 40 процентов, а Дмитрия Медведева поддержали 37 процентов избирателей. Соперники идут ноздря в ноздрю, их присутствие на телеэкранах примерно одинаковое. Большинство кандидатов, не попавших во второй тур, склоняются к поддержке кандидатуры Медведева, тем самым ликвидируя его отставание от Путина... В оставшееся до второго тура время состоятся три раунда телевизионных дебатов между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным - по социальной политике, по экономике и по внешней политике. Накал борьбы нарастает...

Думаете, фантастика? Посмотрим...