Александр Хлопонин: «Я целиком разделяю озабоченность положением дел в алкогольной отрасли»

Александр Хлопонин.
В ходе «правительственного часа» на заседании Совета Федерации состоялась любопытная дискуссия о ситуации на алкогольном рынке России (тезисы выступлений, видео)
Эксперты РП.
Предпринимаемые государством Российским на протяжении десяти лет попытки отрегулировать алкогольную отрасль дали противоположный эффект. Чиновники сегодня на голубом глазу заявляют, что 65% крепкого алкоголя производится «теневым» сектором экономики. А значит, бюджет лишается одной из важных статей дохода, которая обеспечивала в прежние времена, когда в России существовала винная госмонополия, до трети поступлений в казну. А население, покупая во вполне легальной торговой сети бутылочку к праздничному столу, рискует здоровьем и даже жизнью. Выходит, что-то пошло не так или так было задумано изначально?
Из выступления
Вице-премьер А. Хлопонин: «Я целиком разделяю озабоченность положением дел в алкогольной отрасли. Это очень чувствительная тема, в первую очередь, поскольку она связана непосредственно с гражданами нашей страны, а именно здоровьем людей, демографическими показателями и формированием социального фундамента будущих поколений наших российских граждан».
Комментарий РП.
Зампреду правительства, возглавляющему комиссию по регулированию алкогольного рынка, пристало бы не разделять озабоченность, а предлагать реальные меры, способные если не исправить, то хотя бы повлиять на ситуацию. Тем более, что она связана с такими важными для страны последствиями. Но заботой ли о здоровье нации денно и нощно занято наше правительство? Есть большие сомнения на этот счёт, особенно в связи с алкогольным бизнесом, теневые доходы от которого сравнимы только с торговлей наркотиками, оружием и табаком.
Из выступления
А. Хлопонин: «Безусловно, если приоритетом является здоровье нации, то одновременно данный сегмент рынка является значительной частью российской экономики, которая должна развиваться эффективно, приносить доходы в бюджет и обеспечивать конкурентную среду. Особенно в сложившейся экономической ситуации мы вряд ли с вами имеем возможность сквозь пальцы относиться к тем потерям федерального бюджета, которые в этом сегменте, к сожалению, образовываются».
Комментарий РП.
«Относиться сквозь пальцы» — похоже, не просто очередной чиновничий перл, а жизненное кредо большинства членов российского кабмина. Пугает, что не только к здоровью нации, но и к доходам бюджета они начали относиться так наплевательски.
Из выступления
А. Хлопонин: «По данным ФНС по итогам 2014 года акцизные поступления по отношению к 2013 году выросли на 11% и составили 299,5 млрд рублей. В текущем году в бюджете РФ предусмотрено собрать 278,8 млрд рублей и, по прогнозам экспертов, этот показатель будет выполнен в полном объёме, а может быть, даже и перевыполнен».
Комментарий РП.
Эта бюджетная арифметика объясняется увеличением акциза в 2014 году сразу на 25%. Но, Александр Геннадьевич, цифры «не бьются»: акциз вырос на четверть, а поступления в бюджет только на 11%. А в текущем году вообще спад: по данным Федерального казначейства России, налоговые сборы от крепкого алкоголя упали почти на 15%, вина и напитков крепостью до 9 градусов — на 50%, пива — почти на 9%. Угадайте с двух раз: пить стали меньше или в тень уводить больше?
Из выступления
А. Хлопонин: «Но, несмотря на в целом стабильные показатели, мы ситуацию оцениваем на рынке как достаточно сложную. У нас, к сожалению, растёт теневой оборот алкоголя, отсутствуют единые правила игры для бизнеса, особенно это касается региональных рынков. К сожалению, люди травятся суррогатами, употребляют некачественную продукцию».
Комментарий РП.
То есть, потратив миллиарды рублей на разработку и внедрение ЕГАИС (что расшифровывается, между прочим, как Единая государственная автоматизированная информационная система), государство добилось единственно того, что всё больше производителей алкоголя выходят из-под его опеки в «тень». А там, понятно, никто не несёт ответственности за самочувствие потребителя «табуретовки». Напомним: в России умирают от алкогольной интоксикации ежегодно около 40 тыс. человек.

Акция по уничтожению контрафактного алкоголя с поддельными акцизными марками. Фото: Алексей Светлов / Интерпресс / ТАСС
Из выступления
А. Хлопонин: «Чтобы эффективно противодействовать этим и другим рискам, необходимо принятие радикальных мер на уровне всех ветвей нашей власти. Надо понимать, что любая бутылка водки, легальная или нелегальная, сделана из спирта, поэтому контроль необходимо начинать непосредственно с сырья».
Комментарий РП.
Открытие на уровне Менделеева. Вот только на Нобелевскую премию Вас за него, Александр Геннадьевич, вряд ли выдвинут. Причём ни в области химии, ни в области экономики. Но есть шанс получить поощрение от алкогольного лобби, успешно забалтывающего тему госмонополии на спирт на всём протяжении истории современной России.
Из выступления
А. Хлопонин: «На территории РФ производство спирта осуществляют 44 завода, которые имеют лицензии Росалкогольрегулирования (РАР). Объём производства этих спиртзаводов — около 47 млн декалитров… из этих 47 млн 84% производится на государственных или находящихся под контролем государства предприятиях, 16% — на частных заводах. Помимо этих 44 заводов существуют 33 завода, лицензии у которых были отобраны в течение последних пяти лет по решениям судов. Мощности этих 33 заводов могли бы произвести (у нас нет доказательств, что они это произвели) ещё около 48 млн декалитров спирта. И, к сожалению, часть из них продолжает осуществлять теневую деятельность. При этом у нас также есть заводы, которые вообще никогда не лицензировались, причём часто это не мелкие кустарные производства, а крупные высокотехнологичные заводы, которые также работают в теневом секторе. И объём производимого ими спирта мы вообще не можем оценить, потому что они теневые и вообще не подпадают ни под какую сферу никакого регулирования».
Комментарий РП.
Поток слов и цифр, который означает лишь роспись в полном бессилии государства и лично Александра Хлопонина противостоять творимому беспределу. Вдумайтесь: некто удваивает объёмы производимого спирта в стране и при этом не платит ни копейки в казну и не несёт никакой ответственности за качество «злодейки с наклейкой». А Александр Геннадьевич лишь констатирует факты. Но для этого необязательно быть заместителем председателя правительства.
Из выступления
А. Хлопонин: «Ещё один источник нелегального спирта — медицинский спирт, производимый на бывших спиртзаводах… Еще 25 предприятий, которые сегодня работают по производству медицинского спирта... они попадают в сферу регулирования уже оптового звена. В качестве эксперимента уже оснащено и уже эксплуатируют эту систему ЕГАИС, у нас здесь нет никакой проблемы, осталось незначительное количество опта подключить к этой системе, которая должна быть в обязательном порядке».
Комментарий РП.
Вы, Александр Геннадьевич, действительно думаете, что в свете всего вышесказанного кто-то поверит в отсутствие проблем на этом участке Вашей работы? А Вы не в курсе, что фармацевты давно уже могут совсем обходиться без спирта для выпуска своих лечебных настоек, но заводы, неподконтрольные РАР, продолжают гнать миллионы декалитров спирта, которые уходят в указанном Вами же, известном направлении.

Продажа самогона. Фото: Александр Колбасов / ТАСС
Из выступления
А. Хлопонин: «Что касается розницы, практически все крупнейшие сети, которые сегодня занимаются продажей алкоголя, уже тестируют систему ЕГАИС, они на самом деле готовы. Что касается мелкой розницы, так сказать региональной сети, возможности к 1 июля подключиться, мы, я думаю, можем рассматривать в оперативном порядке разные сценарии вплоть до налогового вычета для предприятий, которые будут приобретать это оборудование... Но без тотального контроля, если мы оставим какие-то лазейки, в них устремится весь поток нелегального оборота алкоголя. Поэтому я абсолютно убеждён, что мы справимся с этой задачей».
Комментарий РП.
Ну, хоть в чём-то зампред правительства должен быть уверен на 100%. Хотя, по данным «Опоры России», к ЕГАИС подключилось на начало ноября меньше 5% оптовиков, в связи с чем с 1 января ожидается коллапс на рынке алкоголя. И да, удовольствие это не из дешевых — подключение алкомаркета с одной кассой к системе обходится в 250 тыс. рублей. А значит, похмеляться россиянам придётся после новогодних застолий напитками, извлечёнными из той же «тени». А кураторы «дырявого» рынка, на котором функционируют десятки подпольных спиртзаводов и ЛВЗ, упоенно отчитаются о тотальном контроле.
Из выступления
В. Матвиенко: «Может быть, чтобы не гадать на кофейной гуще, надо создать жёсткую систему контроля и учёта? Чтобы понимать: сколько алкоголя, какой нелегальный, какой легальный. Что мешает создать такую систему? Почему в Европе нет этих проблем, где жёстко контролируется производство и оборот алкоголя. Почему мы изобретаем велосипед? Давайте посмотрим международный опыт. Ну, чего дурака-то валяем все?»
Комментарий РП.
«Велосипед» ЕГАИС действительно очень похож на автомобильчик Незнайки, который работал на газированной воде. Если помните, он принципиально отличался от аналогов тем, что из бензобака можно было отпивать на ходу, не останавливая машины. Что, видимо, и делают наши гениальные изобретатели. Иначе как объяснить, что загруженность ряда ЛВЗ, согласно ЕГАИС, составляет от 10% до 30%, но при этом они потребляют электроэнергию, воду и газ на все 200% загрузки. Задачка вроде для пятиклассника: «Сколько продукции производит предприятие, если оно потребляет электроэнергию, воду, тепло и газ на 200% загрузки?». Правильно, в два раза больше, чем по задокументированным мощностям. Вот вам ребята и вся технология борьбы с цеховиками.
Из выступления
А. Хлопонин: «Мы не изобретаем. Ну, во-первых, мы страна, имеющая немножко другую специфику, другие особенности. И любые наши запреты они, к сожалению, приводят к обратной истории, к тому, что у нас народ начинает употреблять суррогат и всё остальное».
Комментарий РП.
Народ действительно достался — не позавидуешь. Но речь идёт не о запретах, а о контроле за тем, кто и что населению продаёт. Вы не понимаете, Александр Геннадьевич, или притворяетесь?
Из выступления
Сенатор Н. Власенко: «У нас за два года на рынке, особенно в дешёвом сегменте, вдруг появляется суперигрок, компания «Статус-групп», зарегистрированная на BVI (Британские Виргинские острова), вдруг становится игроком номер один в дешёвом сегменте, отыгрывая рынок у известных, десятилетиями работающих компаний. И производители говорят, что невозможно продавать водку по 185 рублей, если уплачивать все налоги... Плюс есть информация, что заводы, у которых они покупают, не доплачивают акцизы в бюджет РФ. И вдруг она становится эксклюзивным партнёром госкорпорации Росспиртпром. Что за чудеса такие?»
Комментарий РП.
Действительно чудеса, которые уже дали повод некоторым СМИ робко намекнуть на связи этой офшорки с главой Росалкогольрегулирования Игорем Чуяном. Он попытался было объяснить сенаторам появление этого кролика из шляпы, но, как заметила спикер СФ под аплодисменты собравшихся: «мы вам про Фому, а вы нам про Ерёму». Попутно выяснилось, что 8 ЛВЗ Кабардино-Балкарской республики получили за 10 месяцев 2015 года 200 млн акцизных марок, что в пересчете на акциз составляет 20 млрд рублей. Но по факту бюджет получил за это время лишь 4,1 млрд рублей. И никакой реакции РАР, напротив, этим ЛВЗ предоставляется рассрочка в уплате акциза. Всё вроде очевидно — классическая коррупция. Но никого из зала в наручниках не вывели.

Игорь Чуян. Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Из выступления
В. Матвиенко: «Вокруг Игоря Петровича (Чуян) есть много слухов, в том числе в СМИ о вашей аффилированности с алкогольным бизнесом, о 30 человек охраны, машинах и так далее… Нужно рассмотреть возможность коррупционных факторов — и либо опровергнуть эти слухи, либо сделать соответствующие выводы».
Комментарий РП.
Интрига, способная продлить алкогольно-бюджетно-народный сериал на второй сезон. Виновник всех бед, возможно, найден, но не факт, что в следующих сериях он не окажется белым и пушистым.
Мнение (рекомендации) экспертов РП:
Понятно, что в случае с алкогольным бизнесом власть интересует не здоровье граждан, а в первую очередь доходы бюджета. Но и здесь никто пока не предложил, как контролировать отрасль, учитывая то, что в каждом регионе есть свой водочный царь — чаще всего депутат Госдумы или сенатор, губернатор или мэр, имеющие покровителей на самом верху. И им никакая ЕГАИС не указ.
Но допустим, что не жадность государства, а исключительно забота о населении привела к повышению акциза на литр спирта до 500 рублей. А кто-то учёл, что эта планка окажется непосильной для большинства потребителей, и производители будут вынуждены искать клиентов без посредничества государства? Или рост теневого сектора и потери бюджета в 300 млрд рублей оказались для власти очередной неожиданностью?
Из 100 млн много или мало выпивающих россиян уже больше 30 млн сознательно перешли на нелегальную продукцию или суррогаты. А падение реальных доходов население все еще продолжается невиданными доселе темпами. Тем более что, как выясняется, при нынешнем размахе нелегального алкогольного рынка от покупки «палёнки» не застрахованы ни покупатель дешёвой водки, ни ценитель доморощенного виски, ни даже А. Хлопонин.
И если, как уверяет Росстат, правительство уже выполнило программу-максимум по снижению объёма потребляемого спирта до планки ВОЗ, может, пора приостановить эксперименты над населением. Ведь известно, что предположение о том, что дороговизна отобьёт у людей желание пить — всего лишь миф, и, скорее, наоборот — только доступность легального алкоголя может поставить крест на теневом секторе. То есть если человек будет иметь возможность на зарплату купить достаточное для личного счастья количество «беленькой» в супермаркете, он не пойдёт искать его подешевле в подворотне. Правда, возникает новая проблема: что делать десяткам подпольных заводов, разливающим без всякой лицензии декалитры спиртного в две и три смены?
Выход один: введение госмонополии на производство и продажу алкоголя. Для справки: в 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли.
Пора исправлять ошибки Ельцина, который в 1992 году отменил «винную» монополию, потом протрезвел и в 93-м восстановил государственную монополию на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции, а затем, в 98-ом вновь её упразднил.
Ещё пару лет назад госмонополия была очень популярна у различных борцов за здоровье нации и даже у депутатов и сенаторов. Но победил не здравый — или нетрезвый — ум.
Признаем, госмонополия на производство и продажу алкоголя не убережёт от казнокрадства, мало поможет в наполнении бюджета (по причине всё того же казнокрадства), но хотя бы решит проблему качества пойла.
Очевидно, оно того стоит.
Комментарии
Непьющие русские индейцы угроза существования этой иноземной оффшорной швейцарско-лондонско-пиндосской власти.